АНТИТЕЗА ЗЕМЛИ И НЕБА В ПОЭЗИИ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Обращаясь к поэтическому наследию Лермонтова, автор рассматривает философские смыслы его центральной проблемы – антитезы «Земля – Небо», показывая, что за ней стоят метафизические вопросы о жизни и смерти, божественном и повседневном, о Боге и праве человека на свободное самовыражение.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские смыслы поэзии
АНТИТеЗА ЗеМЛИ И НеБА
В ПОЭЗИИ М.Ю. <...> М.Ю. Лермонтов был без сомнения сыном века философствующего
духа, философской рефлексии, которая органично вплеталась в его
творчество. <...> Но бесспорно одно: поэзия Лермонтова и сегодня инициирует
в сознании то состояние «философского беспокойства», которое заставляет
ставить вопросы и искать на них ответы, обращаясь к духовным
смыслам своего культурного наследия. <...> А это значит, что у поэзии
Лермонтова нет временных границ ее востребованности, хотя каждое
новое поколение будет находить для себя своего Лермонтова. <...> В поисках нравственно-праведных основ бытия
Исток поэзии Лермонтова можно обнаружить в философской
лирике В.Д. Веневитинова («Жизнь», «Я чувствую во мне горит…»,
«Жертвоприношение»), начинающего Ф.И. Тютчева («Silentium»,
«Осенний вечер», «О чем ты воешь, ветр ночной»), Е.А. Баратынского
(«Череп», «Смерть», «Мой дар убог»), в первых опытах стихосложения <...> За
этим поэтическим опытом закрепилось название философского направления
русской поэзии, которое, по оценке Е.А. Маймина, адекватно
отражало особенности и вектор культурного развития той эпохи, а
за его последователями – имидж «поэтов мысли». <...> В их лирике художественный
образ выступал как символ, приоткрывающий завесу
над тайнами мироздания, «прочувствованный открытиями ума»
(И.В. Киреевский). <...> Интуиция поэта, его поэтические прозрения
облекали в поэтическую форму то, что рождалось работой «таинственно
волшебных дум». <...> Русские философы, за редким исключением, ищут именно
целостности, синтетического единства всех сторон реальности и всех
движений человеческого духа»3
.
Но если «поэты мысли» по большей части лишь прозревали новый
путь развития поэзии, то Лермонтов вступил на него, не свернув с него ни
разу, оставив нам поэзию, пронизанную художественным созерцанием
жизни с высот Мысли. <...> «Это поэзия человека, – писал П.В. Бицилли, –
которому мало чувствовать, созерцать, переживать <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: