МЕТАФИЗИКА РОБЕРТА БОЙЛЯ: «ТРАКТАТ О КОНЕЧНЫХ ПРИЧИНАХ ЕСТЕСТВЕННЫХ ВЕЩЕЙ»
Для большинства наших соотечественников имя Роберта Бойля ассоциируется, прежде всего, с законом Бойля-Мариотта, известного еще из школьного курса физики. Этим, как правило, и ограничивается знакомство с деятельностью ученого. Те, кто занимаются историей науки, знают о Бойле как натурфилософе, который исследовал свойства воздуха, способствовал становлению химии как самостоятельной науки, а также изложил основы корпускулярной теории строения вещества. Кроме того, Бойль был одном из инициаторов создания Лондонского королевского общества. Однако, по понятным причинам, долгое время у нас в стране практически игнорировался тот факт, что Бойль также был известным философом и богословом, немало способствовавшим распространению христианской веры.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Современный взгляд
МеТАФИЗИКА РОБеРТА БОЙЛЯ:
«ТРАКТАТ О КОНеЧНЫХ ПРИЧИНАХ
еСТеСТВеННЫХ ВеЩеЙ»* <...> И.А. КОШЕЛЕВ
Введение
Телеологический аргумент, или аргумент от дизайна, представляет
собой заключение от упорядоченности, гармоничности, целесообразности
макро- и микрокосма – к наличию разумного и всемогущего
Создателя. <...> (1806), однако основа для современных
изысканий в этой области была заложена в XVII в. английским
натурфилософом и богословом Робертом Бойлем (1627 – 1691). <...> Однако механистический материализм сам по себе не
был способен ни обнаружить источник этого движения, ни объяснить
конечные причины всего сущего. <...> Последователи механистической
философии придерживались двух различных воззрений относительно
конечных причин3
. Так, Бэкон, Декарт и Спиноза категорически отрицали
возможность апелляции к конечным причинам в натурфилософии,
в то время как их оппоненты, в частности, Лейбниц и Гассенди,
считали, что конечные причины играют в натурфилософии важную
роль. <...> Одним из наиболее ярких сторонников аргумента от дизайна был
Роберт Бойль, убежденный в том, что механистическая философия
является союзником религии4
лагал не только их взаимодействие, но и тесную связь5
Роберт Бойль. <...> Для
большинства наших соотечественников имя Роберта Бойля
ассоциируется, прежде всего, с законом Бойля-Мариотта, известного
еще из школьного курса физики. <...> Этой
стороне деятельности Бойля практически не уделялось внимания в
отечественных публикациях, если не считать упоминаний вскользь в
биографических и энциклопедических статьях7
. Ситуация несколько
изменилась в постсоветское время. <...> Философские и теологические
воззрения Бойля затрагиваются, по крайней мере, в двух работах: в
очерке И.С. Дмитриева «Чисто английская наука»8
савина «Роберт Бойль и начало эмпирического естествознания»9
и в работе И.Т. Ка. <...> Единственная
же работа Бойля, опубликованная на русском языке
(с предисловием А. Апполонова <...> ) – «Размышления об одной <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: