МЫСЛИТЕЛИ ХХ ВЕКА О ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Судьба каждого мало-мальски значительного исторического события – когда-нибудь стать поводом для юбилейных торжеств, мемориальных акций, публичных мероприятий, официальных речей разной степени искренности. Но как действительно понять и осмыслить то, что находится за этим фасадом? Особенно если повод – дело жизни и смерти, каким неизменно является война, тем более – такого масштаба, как Первая мировая война, столетие со дня начала которой столь широко отмечалось в Европе в 2014 г. Свои ответы на этот вопрос искали участники научной конференции «Мыслители ХХ в. о Первой мировой войне», состоявшейся в Институте философии РАН 11 декабря 2014 г.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 4/2015
Обзоры, объявления, сообщения
МЫСЛИТеЛИ ХХ ВеКА О ПеРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНе. <...> В.Л. ШАРОВА
Судьба каждого мало-мальски значительного исторического события –
когда-нибудь стать поводом для юбилейных торжеств, мемориальных
акций, публичных мероприятий, официальных речей разной степени
искренности. <...> Особенно если повод – дело жизни и смерти, каким
неизменно является война, тем более – такого масштаба, как Первая
мировая война, столетие со дня начала которой столь широко отмечалось
в Европе в 2014 г. Свои ответы на этот вопрос искали участники научной
конференции «Мыслители ХХ в. о Первой мировой войне», состоявшейся
в Институте философии РАН 11 декабря 2014 г.
Первая мировая – Великая – война фактически обозначила начало
современной эпохи. <...> Она стала сюжетом, долгие годы остававшимся в
фокусе внимания множества мыслителей – не только европейских (в том
числе русских), для которых она на четыре года стала рутинным «видом
из окна», но и их американских коллег. <...> Среди этих последних – немецкий философ,
социолог, один из основоположников философской антропологии
Макс Шелер. <...> Михаил Хорьков, смысл многих трактовок теории
войны Макса Шелера нередко сводится к тому, что теория эта представляет
собой не что иное, как оправдание и даже пропаганду «немецкой
войны» с философской точки зрения. <...> В основном критики подобного
рода опираются на главную публикацию Шелера на «военную» тему:
«Гений войны и немецкая война», опубликованную в 1915 г. Тем интереснее,
что в том же году, в начале его, в свет вышел другой текст Шелера,
ныне забытый, причем забытый явно незаслуженно. <...> Речь идет об эссе
«Война и смерть», которое не попало ни в официальную библиографию
философа, ни в полное собрание сочинений, но безусловно представляет
немалый интерес хотя бы потому, что последовательно опровергает стереотип,
согласно которому Шелер изначально занимал милитаристские
позиции, и по-новому расставляет акценты <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: