В ПОИСКАХ НОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ПАРАДИГМЫ
Конец XIX – начало XX вв. для отечественной философской мысли и духовной культуры в целом были временем пессимистических предчувствий, наполненных ожиданиями краха, роковых потрясений. «Двадцатый век… Еще бездомней, / Еще страшнее жизни мгла, / Еще чернее и огромней / Тень Люциферова крыла», – предрекал А. Блок. Для таких предчувствий, надо признать, были свои причины.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФИЛОСОФСКАЯ РеФЛеКСИЯ
Отечественная
философская мысль
На грани веков
В ПОИСКАХ НОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ПАРАДИГМЫ
Конец XIX – начало XX вв. для отечественной философской мысли
и духовной культуры в целом были временем пессимистических предчувствий,
наполненных ожиданиями краха, роковых потрясений. <...> «Двадцатый век… Еще бездомней, / Еще страшнее жизни мгла, / Еще
чернее и огромней / Тень Люциферова крыла», – предрекал А. <...> С одной
стороны, сказывалось характерное для русского самосознания усиление
апокалиптических настроений в переломные эпохи смены веков;
с другой стороны, вселяла тревогу социально-политическая ситуация:
предреволюционное время рождало ощущение приближения гибели
страны, что неизбежно сопровождалось поисками новых ответов на
старые историософские вопросы о прошлом и будущем России, о перспективах
ее отношений с Западом и Востоком, обострением интереса
к геополитическим проблемам времени. <...> Первым симптомом нарастающего
духовного кризиса и поисков новой философской парадигмы
стал сборник «Проблемы идеализма» (1902), на страницах которого
его авторами (прежде всего Бердяевым, Булгаковым, Струве, Франком)
было дано обоснование нового мировоззрения как «поворота к
христианскому гуманизму». <...> Философская мысль, как бывало уже не
раз в подобных ситуациях, обратилась к религиозному мировоззрению,
усмотрев в нем источник подлинного философского знания. <...> Множество течений, школ, направлений стало развиваться под
знаком Нового религиозного сознания – философемы, направленной
против секуляризированной культуры и утверждавшей, что истина
открывается человеку как «религиозно живущей личности». <...> В Новом религиозном
сознании интеллектуальная элита увидела и особый путь
возврата к вере, и новое эпистемологическое основание для осмысления
взаимоотношения Ratio и Логоса. <...> Предложенная философема,
придав движению общественной мысли духовно напряженный экзистенциальный
характер, стала своеобразным <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: