РАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИСТОКИ И ЭВОЛЮЦИЯ
В основе человеческого взаимодействия с окружающим миром лежат такие специфические формы реагирования людей на внешние воздействия, как переживания. Эти эмоциональные состояния играли (и продолжают играть) важную роль в организации коллективного поведения. Но переживание связано с непосредственным ответом на ситуацию, возникающую в конкретно определенном интервале времени, а потому не может обеспечить успешность человеческих действий в условиях «возможного будущего». Усложнение общественной жизни потребовало создания средств, позволяющих вызвать переживание ситуаций воображаемых. Это обусловило становление рационального мышления, постепенно вытеснявшего чувственные реакции людей на непосредственное воздействие окружающей действительности. Возникновение научного познания, как казалось, окончательно обусловило доминирование в интеллектуальной сфере форм логического рассуждения. Однако некоторые тенденции в современной культуре свидетельствуют о растущей роли эмоциональных состояний в жизни «массового человека».
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 5/2015
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
В КОНТеКСТе ВРеМеНИ
Опыт философского размышления
РАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ИСТОКИ И ЭВОЛЮЦИЯ* <...> Как известно, Аристотель
выделял в душе такие ее составляющие как «вегетативная», «чувственная»
и «рациональная». <...> Поэтому основное внимание было направлено на выявление законов,
регулирующих ее функционирование, поскольку считалось,
что именно они определяют характер человеческих знаний об окружающем
мире. <...> Описание этих законов составило содержание так
называемой «аристотелевской логики». <...> Убеждение в ее универсальности
надолго определило направленность и характер всевозможных
разработок, связанных с попытками построить формальные модели,
исчерпывающим образом представляющие содержание человеческого
интеллекта. <...> Во многом это обусловлено стремлением исследователей рассматривать
формы рационального мышления в качестве врожденной
способности человека обрабатывать имеющуюся информацию и
функционирующей независимо от того, как эта информация первично
представлена в субъективной реальности человека. <...> Свою роль
в этом сыграла и так называемая «теория отражения», долгое время
служившая в отечественной философии главным основанием для
всевозможных концепций интеллектуальной деятельности. <...> Явно
или неявно, но в рамках этой теории мыслительные процессы интерпретировались
как лишь ответные реакции человека на внешние
воздействия окружающего мира. <...> Однако во второй половине ХХ столетия
получили распространение идеи о «конструктивной» природе
фонда (РГНФ) «Аргументация в конкуренции современных исследовательских
проектов», грант 14-03-00650. <...> С точки зрения данного подхода, человеческий интеллект
не просто отображает процессы, происходящие во внешней среде, но
выстраивает картину этой среды с помощью деталей, отсутствующих
в самой реальности и создаваемых воображением. <...> Люди же не фиксируют внешние воздействия чисто «автоматически»,
а «переживают <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: