ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРАВА В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА
В статье рассматривается кантовская трансцендентальная дедукция права. Право как сложная ценностно-нормативная система требует своего обоснования. Априорная идея права является трансцендентальным условием конституирования и определения социальной жизни с точки зрения высших моральных и правовых ценностей и вытекающих из них норм, т.е. закона. В основании права находится априорная идея разума – свобода.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 6/2015
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА
В КОНТеКСТе ВРеМеНИ
Опыт философского размышления
ТРАНСЦеНДеНТАЛЬНОе ОБОСНОВАНИе ПРАВА
В ФИЛОСОФИИ И. КАНТА <...> В.Е. СЕМЕНОВ
Право, как и любая другая сложная ценностно-нормативная система,
претендующая на интерсубъективность и общезначимость,
требует своего обоснования. <...> В повседневной жизни и обыденных
ситуациях мы поддерживаем свои ценности и нормы аргументами
типа «так положено», «это – неприлично», «так поступают все»,
«это – не принято», «так делают только плохие дети»… <...> Право с таким
высоким и социально значимым статусом нуждается во всестороннем
и «окончательном», предельно рационализированном и строго
логичном теоретическом доказательстве своих притязаний на всеобщность. <...> Необходимость трансцендентального обоснования
Насущность обращения к трансцендентальному доказательству
притязаний права как на обязательность, так и на общезначимость
заключается, в первую очередь, в том, что до сих пор используемые
аргументы юридического (легистского) позитивизма для обоснования
права и закона, безусловно, не могут быть приняты именно из-за их
принципиальной неспособности что-либо обосновать, ибо эмпирическое
доказательство такого фундаментального и внеэмпирического
ФГБОУ ВПО Московский государственный юридический университет имени <...> * Статья подготовлена в рамках Программы стратегического развития
38
Опыт философского размышления
основания, каким является право, не может быть выведено из социальной
действительности. <...> Такой «методологический» подход легистского (этатистского) позитивизма
к обоснованию правомерности, общезначимости и обязательности
права и закона приводит, в конце концов, к теоретической
легитимации наиболее привлекательной для любого, пожалуй, государства
идеологии, согласно которой оно (государство) всегда оказывается
юридически правым и для него не существует ничего юридически
невозможного (принцип «что хочу <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: