ТЕНДЕНЦИЯ К РАЗМЫВАНИЮ ДОГМАТИЗМА РЕЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ В ПРОЦЕССЕ СЕКУЛЯРИЗАЦИИ
В статье рассматривается проблема размывания эксплицитного религиозного догматизма в западной культуре, прежде всего, в христианстве, что наметилось в процессе секуляризации общественного сознания в эпоху Нового Времени. В качестве примера рассматриваются различные общественные движения и, в частности, «теория догматического развития». Обобщается, что хотя догматизм традиционных религиозных форм вытесняется из массового сознания, но в ходе глобализации осуществляется попытка навязать новый имплицитный догматизм и закрепостить общественное сознание в рамках новых религиозных форм. Предполагается, что социумным основанием данной тенденции является так называемый «новый экономический порядок».
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФИЛОСОФСКАЯ РеФЛеКСИЯ
Религиозное сознание
и философия
ТеНДеНЦИЯ К РАЗМЫВАНИЮ ДОГМАТИЗМА
РеЛИГИОЗНОГО СОЗНАНИЯ
В ПРОЦеССе СеКУЛЯРИЗАЦИИ <...> Д.В. КАНАКОВ
Переход к Новому Времени, характеризуемый формированием
нового способа производства – капиталистического, великими географическими
открытиями, расширившими горизонт человеческой
мысли и познакомившими европейцев с новыми культурами и религиями,
колониальной политикой, расширил сферу секуляризации общественного
сознания. <...> Эти процессы сопровождаются постепенным
размыванием религиозного догматизма в общественном сознании,
дедогматизацией последнего. <...> В истории европейской культуры дедогматизация
религиозного сознания стала составной частью процесса
секуляризации, начиная с эпохи Нового Времени. <...> 98
Религиозное сознание и философия
Давая расширенное определение секуляризации как «утраты
религией своей значимости», Д.А. Узланер выделяет две основные
группы факторов секуляризации: 1) «социально-исторические процессы»,
происходившие в западных странах (прежде всего в Англии,
Франции, США) в эпоху Нового Времени; 2) формирующиеся параллельно
социально-экономическим процессам концепции философии
истории, согласно которой упадок религии – неизбежное следствие
прогресса2
. Признавая научную ценность выделения «духовных»
факторов в процессах секуляризации (формирование новых взглядов
на смысл и назначение истории, безусловно, повлияло на секуляризацию),
мы склоны признать первичную роль в процессах секуляризации
и дедогматизации религии за общественно-экономическими
изменениями Нового Времени. <...> Эта тенденция сопровождалась укреплением религиозного догматизма,
закрепощением общественного сознания, его догматизацией. <...> Вообще рост религиозного влияния
на общество исторически отчетливо обнаруживается в докапиталистических
общественно-экономических формациях, где особенно
значимы социумные основания религии. <...> Секуляризация <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: