«ЧЕЛОВЕК БЕЗ КАВЫЧЕК» И «ДЖЕНТЛЬМЕН С НАСМЕШЛИВОЙ ФИЗИОНОМИЕЙ» В «ХРУСТАЛЬНОМ ДВОРЦЕ»
«Достоевский» Алексея Борового (1875-1935) - неизвестная науке книга по истории русской философии. Философия Достоевского оказала влияние на формирование анархизма Борового. Он соединил идеи Достоевского с романтизмом и бергсонианством. В статье использованы неопубликованные мемуары, дневники и статьи Борового.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
А в дневнике 2 сентября 1932 г. Боровой записал: «Достонечности»
и ницшевский ужас «вечного возвращения» без цели: «Человеческий
мозг, логика, диалектика – бессильны против сильнейшей диалектики “бездны”,
опрокидывающей любую телеологию. <...> О карамазовском бунте против абсурда жизни и ужаса смерти, не способном
удовлетвориться социальным совершенством, он писал: «Но что – эти жалкие
попытки объяснить безсмыслие и неутолимость человеческих страданий – перед
основной, неотразимой мыслью о безсмыслии самого нашего существования, о
навязанности, обреченности его. <...> В книгах Достоевского Боровой находит и паскалевскую «бездну беско“революции”,
давала ей единственно возможное [оправдание – зачеркнуто] объяснение. <...> Она онтологически несовместима с консервативным мировоззрением»
«Диалектика Достоевского, опрокидывая все привычные святыни, подвергая
сомнению все каноны, несла тем самым принципиальное оправдание
42
39 Подробную критику Боровым «теории прогресса» см. там же. <...> «И на вопрос – с кем был и был бы Достоевский – с революцией
или реакцией? с полным убеждением мы отвечаем: только с революцией!» (там
слабо знал революционную среду, «слишком брал на веру накипь революции и за
хлестаковщиной ее не видел революции истинной, умевшей сочетать непримиримую
классовую борьбу с такими высокими этическими требованиями, которые
могли бы удовлетворить самую строгую ригористическую совесть» (там же. <...> Боровой осудил попытки представить «полезным борцом революции»
«авантюриста, маниака, человека с иезуитской моралью и нечистой практикой,
отвергаемого даже собственной средой» и одновременно «бесспорного предшественника
идеологии, выявившей себя в социальной революции 1917 г.». <...> «”Реабилитация”
же Нечаева, можно сказать, началась только в наши дни» (Боровой А.А. <...> Приведя примеры осуждения «нечаевщины» революционерами 1870-х, он
добавлял: «Лично от Н.А. Чарушина (Вятка 1930 г.) я слышал о резко отрицательном <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: