ГРИГОРИЙ АДОЛЬФОВИЧ ЛАНДАУ КАК КРИТИК ЕВРАЗИЙСТВА
В статье проводится мысль о том, что для современных ученых-гуманитариев, исследующих концепции евразийцев, особый интерес представляет исторический опыт обсуждения их основных идей в эмигрантской периодике. Обозначены наиболее актуальные темы евразийства в контексте современных философских дискуссий, с одной стороны, и на примере их газетной полемики с философомпублицистом Г.А. Ландау, с другой.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФН – 8/2015
Философская мысль: рецепция и интерпретация
ГРИГОРИЙ АДОЛЬФОВИЧ ЛАНДАУ
КАК КРИТИК еВРАЗИЙСТВА
(Об одной дискуссии в эмигрантской газете) <...> Д.В. ГУРИН
В 1922 г. на страницах известной кадетской газеты «Руль» (Берлин)
состоялась дискуссия между Г.А. Ландау и евразийцами П.Н. Савицким
и Г.В. Флоровским. <...> Эта полемика может рассматриваться и как
политическая, и как философская, и даже как религиозная. <...> С одной стороны – Григорий Адольфович Ландау (1877 – 1941) –
один из представителей Русского зарубежья, чье философское наследие
только начинает нам приоткрываться. <...> Г.А. Ландау – как бы одна из “неприметных”
и вместе с тем ценнейших фигур зарубежной элиты»3
. Наиболее
основательно исследована его философская концепция развития
культуры4
.
С другой стороны – «евразийцы» Петр Николаевич Савицкий
(1895 – 1968) и Георгий Васильевич Флоровский (1893 – 1979). <...> Зарождение этого течения связывают с выходом в свет
«Исхода к Востоку» – сборника статей П.Н. Савицкого, П.П. Сувчинского, <...> Григорий Адольфович Ландау как критик евразийства
147
изгнанников в глухом уголке Европы решительно посягают на эту
монополию (большевиков. <...> Это убедительно показывают
исследования, анализирующие его исторические и философские
основания, идеи его главных представителей, их влияние
на современников. <...> С.С. Хоружий называет тесную
связь этих течений «самоочевидной», поскольку «славянофильская
тема о самобытных основах российской истории и культуры, по сути,
центральная тема евразийства»7
. При этом он отмечает и существенные
отличия, в первую очередь отбрасывание евразийцами идеи
славянского братства и ориентирование культуры на Азию. <...> Ю.Б. Мелих, – не лишено гипотетичности и изобретательности в
создании своего учения на основе культурологии, что, с одной стороны,
продлевает ему жизнь как гипотезе и мифу, а с другой – уводит
от реальности»9
. При этом взгляды евразийцев на историю весьма
сильно различались (на это обращает внимание С.С <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: