РАЗМЫШЛЕНИЕ О СООТНОШЕНИИ КОНЦЕПТОВ «МОРАЛЬ» И «ВЫГОДА» В СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Статья посвящена актуальной проблеме соотношения концептов «выгода» и
«мораль» на современном этапе развития философской мысли в Китае. Авторы
рассматривают эту проблему в исторической перспективе, анализируют точ-
ки зрения древних философов и показывают влияние современной концепции
взаимозависимости выгоды и морали на развитие актуальных социологических
и экономических идей. Они утверждают, что в условиях китайской социалисти-
ческой рыночной экономики нельзя игнорировать стремление к выгоде, и при-
зывают понимать выгоду как средоточие моральных принципов, в особенности
тогда, когда выгода предусматривает общественную пользу, а не только личное
обогащение. Поэтому концепт «выгода» рассматривается в иерархии обществен-
ной, групповой и личной пользы, где первой отдается безусловный приоритет.
При этом понятие «индивидуальной выгоды» выходит за рамки материального
благополучия и включает духовную пользу, необходимую для самосовершен-
ствования человека.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Социокультурные основания РАЗМЫШЛеНИе О СООТНОШеНИИ КОНЦеПТОВ «МОРАЛЬ» И «ВЫГОДА» В СОВРеМеННОЙ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ЦЗЯН ХОНБО, ЧЖЕН ЮНКУЙ Соотношение концептов «мораль» и «выгода» всегда играло ориентирующую роль в поведении человека и его системе ценностей. <...> В качестве основополагающего понятия идея справедливости обладает богатым содержанием и имеет сложные формы выражения, обнаруживая тесную взаимосвязь с социально-политическим идеалом, экономическими целями и нормами морали. <...> Дискуссия о содержании понятий «мораль» и «выгода» С точки зрения содержания понятия, «выгода» обозначает материальную пользу, что включает в себя пользу индивидуальную и коллективную. <...> Своеобразно интерпретирует мораль Сюй Шень в своей книге «Шуо вэнь цзе цзы» («Комментарии по формированию и этимологии китайских иероглифов») «Мораль – это нравственное основание для завоевания авторитета»1 . <...> При рассмотрении точек зрения древних философов нельзя не заметить, что Конфуций, Мэнцзы и последующие сторонники школы жу-цзя儒家 rъjiā, (конфуцианства) ставят мораль выше выгоды, т.е. подчеркивают приоритет морали над выгодой. <...> Третья школа – школа моистов, или мо-цзя (Гуаньцзы, Моцзы, Сюньцзы и др.) придает равное значение морали и выгоде и пытается примирить и объединить их. <...> Основоположник жу-цзя Конфуций считал, что приоритет морали или приоритет выгоды – единственный критерий оценки степени нравственности индивидуума (высокой или низкой): «Благородный человек ценит мораль, а низкий человек ценит только выгоду»2 . <...> Поэтому для того чтобы общество ЦЗЯН ХОНБО, ЧЖЕН ЮНКУЙ. <...> Дун Чжуншу (179 – 104 до н.э.) из династии Хань
полностью противопоставил мораль и выгоду, заявив, что «любое
поведение должно преследовать цель нравственного совершенства,
а не получения собственной выгоды»3
. Лю Сян, живший в поздний
период династии Западная Хань, Ван Фу из династии Восточная
Хань и представители учения о ли (порядке) Чен Хао, Чен И и Джу <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: