РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Философские науки/2015/№ 9/
В наличии за
300 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ИДЕЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ

В статье показано, что среди интеллектуальных человеческих способностей существуют такая способность, как здравый смысл, характеризующий частную жизнь. Он не является ни теоретическим познанием, ни нравственным свершением; не ведет ни к подвигам, ни к свершениям, но без него невозможна нормальная частная жизнь, где происходят открытия и подвиги. Эту способность развивали все просветители XVIII века, прежде всего французские. В этом состоит их философская особенность.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 9/2015 Французский век Просвещения ЗДРАВЫй СМЫСЛ КАК ФИЛОСОФСКАЯ ИДеЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВеТИТеЛей <...> Т.Б. ДЛУГАЧ Веку Просвещения не очень повезло в историко-философских исследованиях. <...> Нет, конечно, признается, что Век Просвещения, XVIII век просвещал людей относительно того, что представляет собой человек, какие у него особенности и специфические свойства, конечно, признается, что Вольтер, Руссо и другие разработали наилучшие для своего времени модели общественного устройства и т.д. <...> Однако если вдуматься хорошенько в эту «банальность», то неожиданно обнаружится, что именно в ней скрыта специфическая философская особенность Века Просвещения, что именно за такими здравыми суждениями вырисовывается самостоятельно формирующееся мнение возникающей автономной личности. <...> Конечно, и в прежние времена по отношению к частной жизни существовала самостоятельность суждений, но именно XVIII век – это по преимуществу время рождения автономного, суверенного субъекта, у которого возникает способность самостоятельно решать вопросы и преодолевать трудности повседневной жизни. <...> Здравый смысл – это способность не разума, но рассудка, она не ведет к великим свершениям, не открывает тайны мироздания или эстетические красоты, и у большинства интеллектуалов она вызывает презрительное отношение и наименование «ума глупцов». <...> Но зато 128 Французский век Просвещения она помогает правильно организовать собственную жизнь, а без этого невозможны ни эстетические, ни научные достижения. <...> Здравый смысл – это индивидуальный ум каждого отдельного человека, ответственного за свои поступки и вообще за всю свою жизнь. <...> Наиболее показательными в плане обоснования здравого смысла во французском Просвещении являются рассуждения Клода Адриана Гельвеция. <...> Первая его книга «Об уме» (De lйsprit, 1758) приносит ему не только извест Т.Б. ДЛУГАЧ. <...> Гельвецию приходится принести три отречения от своей книги, да и после этого <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: