РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Философские науки/2016/№ 1/

СУДЬБА ФИЛОСОФА: МАКСИМ ЛАЗАРЕВИЧ ШИРВИНДТ (1893–1936)

М.Л. Ширвиндт оставил заметный след в психологии начала 1930-х гг. Достаточно сказать, что его статья о фрейдизме была перепечатана спустя более шестидесяти лет уже в наше время в числе работ, исходных для понимания взаимоотношений психоанализа и русской мысли.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 1/2016 Неизвестное прошлое СУДЬБА ФИЛОСОФА: МАКСИМ ЛАЗАРЕВИЧ ШИРВИНДТ (1893–1936)* Часть II <...> Достаточно сказать, что его статья о фрейдизме была перепечатана спустя более шестидесяти лет уже в наше время в числе работ, исходных для понимания взаимоотношений психоанализа и русской мысли1 . В 1930 г. под редакцией Б.А. Фингерта и М.Л. Ширвиндта вышел сборник «Основные течения современной психологии». <...> Общая позиция авторов, заявленная в предисловии, заключалась в том, что «марксистской психологии, в подлинном смысле этого слова, пока еще нет, и ни одно из существующих в СССР направлений не имеет права присваивать себе подобное наименование»2 . Отсюда вытекало не только равноправие всех школ отечественной психологии, но и стремление абсорбировать все ценное и интересное, что могли дать разнообразные направления зарубежной психологии. <...> Только тогда, по их мнению, будет создана марксистская психология. <...> По словам М.Л. Ширвиндта, «марксистская психология, основанная на применении методов материалистической диалектики к психической действительности, будет синтезом различных современных психологических направлений в том смысле, что она свяжет открытые ими факты единством подлинно научного метода, изучающего предмет во всей его многогранности»4 . Вполне очевидно, что подобная методологическая открытость была несовместима с курсом сталинистов на изоляционизм советской науки. <...> Исходная установка книги на объективный анализ и внимание к положительным моментам основных течений психологии в полной мере реализована в двух статьях М.Л. Ширвиндта – о бихевиоризме и о фрейдизме5 . Обращение М.Л. <...> Уотсона с рефлексологией В.М. Бехтерева, М.Л. Ширвиндт сделал вывод, что и с той и с другой позиции человек предстает физиологическим автоматом. <...> Но «самая мысль сконструировать человека как физиологический автомат мешает понять индивидуальность»7 акция» «превращает человека в машину, особым образом <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: