КУРС ФИЛОСОФИИ В СТРУКТУРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современном высшем образовании все более обнаруживается тенденция к его унификации и обезличиванию. Широкое внедрение письменных экзаменов по гуманитарным предметам, распространение систем тестирования минимизируют прямое общение преподавателя с учеником. Система образования должна быть сориентирована не только на прагматическое овладение знаниями и умениями, но и на понимание культурных смыслов, образующих сферу идеалов и целей. И в этом отношении существенная роль принадлежит курсу философии. Включение курса философии в систему образования следует рассматривать не как некое дополнение, а как важный аспект обучения, поскольку именно философия, представляя собой древнейший пласт теоретического мышления, имплицитно содержит в себе практически все его более поздние формы. Курс философии – это своеобразная прививка свободы, и эта прививка свободного использования своего разума должна быть необходимым элементом образования.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Б.И. ЛИПСКИЙ
Преподавание гуманитарных дисциплин в системе современного
высшего образования поражено стремлением к унификации и
обезличиванию. <...> Широчайшее внедрение письменных экзаменов по
гуманитарным предметам, распространение систем тестирования
минимизируют прямое общение с учеником. <...> В этом отношении представляется, что современная философия
образования должна быть ориентирована не только на прагматическое
овладение знаниями и умениями, но и на понимание культурных смыслов,
образующих сферу идеалов и целей, а не обстоятельств и средств. <...> Если бы мир был лишен какой бы то ни было упорядоченности, было
бы совершенно невозможно использование прошлого опыта ни для
понимания текущих событий, ни для прогнозирования будущих. <...> Однако представления об основополагающих принципах мирового порядка
всегда зависели от убеждений и верований эпохи. <...> Завершившееся
тысячелетие можно в этом отношении охарактеризовать как эпоху
становления и господства каузального миропорядка или каузальной
рациональности, весьма слабо выраженной в предшествующие эпохи и
испытывающей весьма глубокий кризис к концу ХХ столетия. <...> Курс философии в структуре высшего образования
Люди традиционных культур не имели современных систематизированных
научных представлений о природе. <...> Но это не означает, что
их мышлению вообще не была свойственна идея упорядоченности
мира. <...> Архаическому сознанию было чуждо противопоставление
природы как каузального порядка и общества как нормативного
порядка, как чуждо оно (хотя и с обратным знаком) сциентистскому
сознанию современного человека. <...> История формирования идеи безличного порядка природы, лежащей
в основе классической научной рациональности, простирается
от древнегреческих натурфилософов вплоть до XVII в. <...> Новоевропейский
мир – мир естественно-природного (каузального) порядка,
которому приписывается такая же безграничная широта. <...> Но универсализация принципа причинности <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: