СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ТИПЫ В НАУКЕ ОБ ОБЩЕСТВЕ. К ТИПОЛОГИИ МЕНТАЛЬНОСТИ
В статье предлагается перенести центр изучения социальной структуры общества с материалистического критерия на социокультурный. Предлагаются к рассмотрению три основных социокультурных типа менталитета современного человека: родовой индивид, осевой логоцентрик и личность. Выявляется их ментальное содержание. Утверждается, что эти типы могут переходить друг в друга. Предполагается, что только через новую стратификацию можно адекватно объяснить логику эволюции культуры в условиях глобализации идеалов.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
А.П. ДАВЫДОВ
В предлагаемой статье главным героем является социокультурный
тип, т.е. некоторая способность менталитета человека формировать
смыслы. <...> Я исхожу из того, что демократические реформы в
России застопорились и что, в конечном итоге, не правильные программы
модернизаторов решают судьбу реформ, а ментальность элит, населения. <...> Я с осторожностью отношусь к социологии Эмиля Дюркгейма и поддерживаю
социологический романтизм Габриэля Тарда (1843–1904), который
считает, что «социология по существу тождественна “интерпсихологии”»1
.
С еще большим энтузиазмом я приветствую призыв Бруно Латура,
который предлагает изучать не социальные группы, классы, высших,
низших и т.д., а самого человека, человеческую реальность – пусть несистемность
этой реальности и с трудом вписывается в существующие
социологические схемы2
.
Предлагаемый мной подход к социологическому знанию опирается
на представление Г.В.Ф. Гегеля о трехсубъектности в греческой концепции
единства и борьбы противоположностей. <...> Три субъекта, которые
предполагает этот подход – это полюса мышления плюс межполюсная
середина, которая не только является посредником между полюсами,
но, во-первых, несет смысл всеобщего и, во-вторых, имеет самостоятельный,
отличный полюсов смысл, и, следовательно, независимое от
полюсов социальное значение3
также на представление Питирима Сорокина о межстадиальных переходах
динамики культуры4
. Эта концепция середины опирается
, на представление А. <...> Ахиезера о расколе в
России между культурой и обществом5
и на представления об эволюции
культуры, срединоспособности социального, о логике инверсии и
медиации (от medianum – лат. середина; mediation – англ. поиск середины,
медиация) в мышлении, которые разрабатывались А. <...> Социокультурные типы в науке об обществе…
креативного человеческого капитала, которая имеет гуманистический
фундамент и адекватна реалиям сложного социума»8
.
В рамках заявленного мною социокультурного <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: