ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: PRO ET CONTRA
Cтатья посвящена рассмотрению двойных стандартов в современном обществе. Двойные стандарты означают широкое пространство преференций для «своих» и сужение этого пространства для «чужих». Эта ситуация возникает, когда закон, принятый для того, чтобы оптимизировать работу социальной системы, вопреки желанию законодателей начинает ее разрушать. На этом фоне возникает альтернативная институциональная среда (микроинституты), работающая не «по закону», а «по понятиям». Если макроинституты, работающие по унифицированным стандартам, неэффективны, то микроинституты, стремятся заместить их. Таким образом возникают двойные стандарты. При этом не всегда двойные стандарты имеют негативное влияние на общество. «Выравнивая» жизненные шансы людей, двойные стандарты часто бывают закреплены в законе и принимаются обществом. Автор показывает, что социальная политика двойных стандартов – не такое простое явление, как кажется на первый взгляд, и выражает сомнение в том, что люди действительно хотят их устранения.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Тенденции
ФН – 3/2016
ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ:
PRO ET CONTRA* <...> М.Ф. ЧЕРНЫШ
В международном праве, в международной политике, в политике
в целом, в тех случаях, когда доминирует право сильного, двойные
стандарты в обществе становятся нормой. <...> Возникает
вопрос: действительно ли, создавая демократические институты,
частное и публичное право, критикуя практику двойных стандартов,
люди преследуют цель их искоренения? <...> Или двойные стандарты – это неизбежность,
оборотная сторона процесса унификации, сопровождающая
утверждение любых стандартов? <...> В основе двойных стандартов лежит манихейская картина мира, в
которой доминирует оппозиция «свои – чужие». <...> Отсюда необходимость для аналитика
рассматривать двойные стандарты на разных уровнях – на уровне
функционирования государственных и общественных институтов и
на микроуровне, где принцип «свой – чужой» работает как основа
стандартизации саморегулирующейся повседневности. <...> В статье я не предлагаю рецептов преодоления двойных стандартов. <...> Я лишь хочу показать, что борьба с двойственностью в оценке стандартов
социальной жизни и социальной политики не такая простая
задача, как может показаться на первый взгляд. <...> В тексте статьи я буду
опираться на оценки двойных стандартов в дискурсах социологов
различных идейных ориентаций (левой, либеральной, центристской,
технократической и т.д.) <...> .
*
Статья подготовлена на основе выступления на конференции «Диагностика
власти и управления: коммуникативные механизмы и «двойные стандарты»;
XV Дридзевские чтения, проект Российского научного фонда (РНФ)
«Межпоколенная социальная мобильность от ХХ века к ХХI: четыре генерации
российской истории», грант 14-28-00217. <...> Тенденции
Идеалы равенства, свободы и практика двойных стандартов
Современное государство по определению – это агент, реализующий
эгалитарные принципы. <...> Все граждане объявлены государством
равными перед законом. <...> Однако сама политика эгалитаризма при ближайшем <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: