УТРАТА И ОБРЕТЕНИЕ ЗЕРКАЛЬНОГО ОБРАЗА «Я»
В статье анализируется феномен одиночества на основе созданного автором нового метода психотерапии – портретного метода – и многолетней клинической практики автора. Выделяются патологические формы одиночества, различные проявления аутизма. Показано, что патологическое отчуждение, нарушение диалога больного с внешним миром является ключевым фактором всякого психического заболевания и что оно органически связано с нарушением диалога больного с самим собой, со с своим зеркальным образом. В этом плане рассматриваются процессы частичной или полной утраты зеркального Я и его восстановления в ходе лечения больного с помощью портретного метода. Описываются его особенности и средства, позволяющие установить эффективное общение с больным и добиться его излечения.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские аспекты
УТРАТА И ОБРЕТЕНИЕ ЗЕРКАЛЬНОГО ОБРАЗА «Я»
(портретный метод психотерапии) <...> Г.М. НАЗЛОЯН
Уже в самом начале моей клинической практики передо мной остро
встали вопросы: «Что лечить?» и «Как лечить?» вверенных мне психически
больных. <...> . Опытным путем я пришел
к проблеме межличностного отчуждения, патологического одиночества,
которое обнаруживалось у всех без исключения больных – «пролеченных»
и вновь поступивших. <...> А это означало, что явление аутизма в расширенном
толковании могло претендовать на роль ключевого фактора психических и
психосоматических болезней. <...> Мною была выдвинута гипотеза, что скорее
всего у всех больных имеют место обеднение, искажение, извращение,
утрата зеркального образа «Я». <...> Это понятие об аутизме в смысле внешнего отчуждения и конфликта – в
плане внутриличностного, внутрипсихического. <...> Поиск в этом направлении убедил нас в важности разработки проблемы
одиночества – проблемы, занимавшей умы мыслителей во все
времена христианской эры и являющейся одним из ракурсов общей
проблемы человека. <...> Утрата и обретение зеркального образа «Я»…
Следует отметить, что одиночество представлено как крайняя степень
отчуждения, часто в самой немыслимой форме (как в девятом круге
Дантова ада – «грудь о грудь окованные хладом», как «самого одинокого
одиночества» у Ницше, «голого ужаса» у Бинсвангера). <...> в своей программной статье «Одиночество», построенной на клиническом
материале, говорила о неких формах полного уединения как
своего рода «Антарктике души», «чистого» одиночества, которое якобы
могут испытывать лишь артистические и неуравновешенные натуры2
.
Надо заметить, что одиночество далеко не всегда равнозначно сокращению
социальных связей. <...> Пусть даже блестящие по форме, они
только подчеркивают важность изучения проблемы одиночества, не
давая какого-либо ее решения. <...> Кьеркегора, известную роль сыграл специфический сартровский
атеизм, позволивший сблизить <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: