ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ В СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ
В статье рассматриваются роли исторической памяти в консолидации социума как предмета символической политики. Автор формулирует условия, при которых феномены социальной жизни выступают как предметы символической политики. Предложена систематизация коммуникативных технологий и инструментов символической политики. Предметом специального расмотрения является геноцид в исторической памяти и информационных войнах.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Феномен войны
ФН – 5/2015
ИСТОРИЧеСКАЯ ПАМЯТЬ В СИМВОЛИЧеСКОЙ
ПОЛИТИКе И ИНФОРМАЦИОННЫе ВОЙНЫ <...> Г.Л. ТУЛЬЧИНСКИЙ
Бурные споры последнего времени относительно преподавания
истории, сохранения исторических памятников, отношения к историческим
деятелям давнего и не столь давнего прошлого, оценки
содержания художественных произведений, затрагивающих исторические
события, стилистики празднования знаменательных и
памятных дат не случайны хотя бы по той причине, что все эти темы
связаны с исторической памятью – важнейшим фактором консолидации
социума, формирования культурной и гражданской идентичности
каждого из его членов. <...> Тем самым проблема исторической памяти предстает как предмет
символической политики. <...> Политика как деятельность, связанная с
формированием, удержанием, передачей власти, обеспечивающая
целостность социума, внутренние и внешние условия его существования
и развития, в наше время в изрядной степени предполагает активное
использование символических ресурсов. <...> Идеи «мягкой силы»
(soft power, smart power)1
politics, так и symbolic policy)2
, «символической политики» (как symbolic
, «символической власти»3
тивно обсуждаются, осмысляются, но и, что самое главное, активно
используются в решении политических задач различного уровня,
включая реформы и революции, гражданские и межгосударственные
конфликты. <...> Правящие элиты не только и не столько
реализуют интересы граждан, сколько формируют восприятие и понимание
ими реальности, фактически формируя ожидания, надежды,
опасения и другие интересы и запросы5
можно и следует изучать как «символическую форму»6
. Более того – саму политику
.
Политическая консолидация социума происходит не столько
в результате реализации принятых решений, сколько в процессе
их принятия. <...> Бурдье, символическая власть – это «власть учреждать
данность через высказывание, власть заставлять видеть и
верить, утверждать или изменять видение мира». <...> Это делает возможным абстрагирование <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: