МОРИС ХАЛЬБВАКС О СОЦИАЛЬНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Статья посвящена анализу философско-социологической концепции М. Хальбвакса. Французский философ задается целью создать науку, объясняющую социальные проблемы и специфику сознания исходя из результатов исследования конкретных общественных явлений. Хальбвакс рассматривает социальную реальность как совокупность фактов столь же объективных, как и физический мир, и предлагает различать два типа социальных фактов: морфологические и духовные. Философ формулирует теорию коллективной памяти как социально обусловленного феномена, являющегося условием культурной и мировоззренческой идентичности социальных групп.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Опыт философского осмысления
МОРИС ХАЛЬБВАКС
О СОЦИАЛЬНОй ОБУСЛОВЛеННОСТИ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ <...> Статья Хальбвакса «Индивидуальное сознание
и коллективный разум» была опубликована в 1939 г. в «Американском
социологическом журнале»1
. Эта работа представляет
интерес с историко-философской точки зрения, поскольку автор
тезисно излагает свою позицию по вопросам формирования мировоззрения
индивида и взаимосвязи объективного и субъективного, коллективного
и личностного аспектов сознания, значимость которых
проявилась особенно остро в эпоху эволюции парадигм мышления
в конце ХIХ – начале ХХ вв. <...> Хальбвакс – выходец из династии университетских преподавателей
эльзасского происхождения. <...> Он пишет и публикует
свою первую книгу, посвященную концепции Лейбница, затем
возвращается в Париж, изучает право и политэкономию, защищает
диссертацию по юриспруденции. <...> (1925), «Социальные рамки памяти» (1925), «Население и дороги
Парижа на протяжении столетия» (1928), «Причины самоубийства»
ФН – 9/2015
100
Опыт философского осмысления <...> Он был арестован
нацистами в 1944 г. и погиб в Бухенвальде в марте 1945 г. В 1950 г. в
Париже была издана посмертно незавершенная ученым книга «Коллективная
память». <...> Автор употребляет слово «conscience» – сознание, сознательность,
совесть – по отношению к индивидуальности и обозначает область
коллективного сознания с помощью понятия «esprit» – дух, сознание,
ум, смысл. <...> В противоположность спекулятивному подходу немецкой классической
философии, Хальбвакс задается целью создать концепцию,
позволяющую объяснить социальные проблемы и специфику сознания
исходя из результатов исследования конкретных общественных
явлений. <...> Он продолжает традицию теоретиков позитивистского
направления в философии и социологии О. <...> Это морфологические факты, такие как демография,
инфраструктура поселений, способы коммуникации и т.п.,
представляющие собой формообразующие элементы, лежащие в
основании социального бытия <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: