ОБРАЗЫ МАТЕРИ-РОДИНЫ И БОЛЬШОЙ СЕМЬИ В МЕТАФОРИЧЕСКОМ ОНТОГЕНЕЗЕ
Раскрываются причины создания и особенности функционирования мифа о «Большой семье», рассматривается образ Отца «Большой семьи», демонстрируется, как идея иерогамии обеспечивает легитимность власти. Актуальность темы обусловлена тем, что концептуальная метафора считается одним из способов изучения ментальных процессов и постижения национального сознания. Концептуальные семейные метафоры уходят в мифологическое прошлое народа и имеют биологическое обоснование. Прослеживается динамика развития образа Родины в социально-политическом и культурологическом дискурсах. Исследователями при установлении взаимосвязи гендера и национальной идентичности вопрос о «женском мифе» в русской культуре поднимается уже давно. Отмечается, что образ матери является не единственным женским образом России, что Россия в разные исторические моменты представала в образах жены, вдовы, невесты, блудницы, в настоящее время часто в образах мачехи, тетки. С надеждами на благоприятное будущее связывается появление образа Родины-дочери. Для описания развития семейной метафоры в целом вводится понятие метафорического онтогенеза. Поскольку метафора имеет ментальную и во многом психологическую сущность (синтез бессознательного и осознанного, сознания и самосознания, физического и социального, идеального и реального), понятие онтогенеза заимствуется из психологии. Метафорический онтогенез может обозначать индивидуальное развитие образа, совокупность последовательных преобразований, претерпеваемых образом, от момента рождения до конца его ментальной жизни.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Н. В. Багичева
Екатеринбург, Россия
ОБРАЗЫ МАТЕРИ-РОДИНЫ И БОЛЬШОЙ СЕМЬИ В МЕТАФОРИЧЕСКОМ ОНТОГЕНЕЗЕ
АННОТАЦИЯ. <...> Раскрываются причины создания и особенности функционирования мифа о «Большой семье», рассматривается
образ Отца «Большой семьи», демонстрируется, как идея иерогамии обеспечивает легитимность власти. <...> Актуальность
темы обусловлена тем, что концептуальная метафора считается одним из способов изучения ментальных процессов и постижения
национального сознания. <...> Концептуальные семейные метафоры уходят в мифологическое прошлое народа и имеют биологическое
обоснование. <...> Исследователями при установлении взаимосвязи гендера и национальной идентичности вопрос о «женском мифе» в русской
культуре поднимается уже давно. <...> Отмечается, что образ матери является не единственным женским образом России, что
Россия в разные исторические моменты представала в образах жены, вдовы, невесты, блудницы, в настоящее время часто в
образах мачехи, тетки. <...> С надеждами на благоприятное будущее связывается появление образа Родины-дочери. <...> Для описания
развития семейной метафоры в целом вводится понятие метафорического онтогенеза. <...> Поскольку метафора имеет ментальную
и во многом психологическую сущность (синтез бессознательного и осознанного, сознания и самосознания, физического и социального,
идеального и реального), понятие онтогенеза заимствуется из психологии. <...> Метафорический онтогенез может обозначать
индивидуальное развитие образа, совокупность последовательных преобразований, претерпеваемых образом, от момента рождения
до конца его ментальной жизни. <...> СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Багичева Надежда Васильевна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка
и методики его преподавания в начальных классах, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург,
пр-т Космонавтов, д. <...> В статье речь пойдет о развитии семейной
метафоры, о создании и функционировании
мифа <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: