СЕМАНТИКА ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ДОМИНАНТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА (НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ»)
В статье рассматривается художественное пространство как одна из универсальных текстовых категорий. На примере конкретного языкового материала художественного произведения (повести А.С. Пушкина «Метель») выделяются лексико-семантические группы, формирующие художественное пространство, выявляется пространственная доминанта. Исследуются глубинные смыслы, архетипические значения, стоящие за лексическими экспонентами пространственной доминанты, анализируются важные для смысловой организации текста мифопоэтические образы. Определяются ценностные ориентиры художественного мира.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
В статье рассматривается художественное
пространство как одна из униве рсальных
текстовых категорий. <...> На примере конкретного
языкового материала художественного
произведения (повести А.С. Пушкина «Метель»)
выделяются лексико- семантические
группы, формирующие художественное пространство,
выявляется пространственная доминанта. <...> Исследуются глубинные смыслы, архетипические
значения, стоящие за лексическими
экспонентами пространственной доминанты,
анализируются важные для смысловой организации
текста мифопоэтические образы. <...> СЕМАНТИКА
ПРОСТРАНСТВЕННОЙ
ДОМИНАНТЫ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА
(НА МАТЕРИАЛЕ ПОВЕСТИ <...> А.С. ПУШКИНА «МЕТЕЛЬ»)
Ключевые слова: художественное пространство,
пространственная доминанта, лексикосемантическая
группа, лексический экспонент,
этимология, архетипическое значение, мифопоэтический
образ. <...> Проведенный рядом ученых
Ю М Лотман В Н Топоров и др
жественного пространства показал
литературном тексте структурировано
(
.
,
.
.
.)
пространственные координаты осмысливаются с
позиций эстетического идеала
ные ориентиры
,
.
Пространство является одной из универсальных
категорий человеческого мировосприятия
ответствии с архаической моделью мира дина
мика идеи пространства сводится к его
нию
.
»,
окружающую среду
с
[2,
. 170],
жественного пространства понимается именно
как присвоение мыслящим субъектом простран
ства
Формируется одна из основополагающих ценно
осваиванию человеком воспринимающим
Антропоцентричность худо
,
.
отношение к нему как к своему
обжива
В со
задают ценност . <...> -
-
М М « Бахтинанализ
худо
что оно в
причем
.
.
,
-
,
,
-
-
Keywords: art space, spatial dominant, lexical -
semantic group, lexical exhibitor, etymology, ar chetypical
value, images of myths and poetics.
»
-
-
« стных дихотомий свое , странственная реалия осознаваемая человеком как нечто принадлежащее ему ропейских языках слова с корнем довали греческую основу свое освоенное , , » [6, domus этической картине мира дом является исходной точкой освоения пространства центром <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: