ПОЭТИЧЕСКАЯ ЭТНОЛОГИЯ С. ЕСЕНИНА («ПУГАЧЕВ»)
В статье рассмотрена поэма «Пугачев» как пример поэтической этнологии Есенина. Отношения русского народа и населявших империю тюркоязычных, монголоязычных народов осмыслены им с точки зрения этнопсихологического симбиоза. Взгляд Есенина на Пугачевское восстание дан в сопоставлении с пушкинским описанием пугачевщины. Литературным контекстом послужили произведения П. Васильева, Вс. Иванова, Б. Лавренева, А. Платонова. Содержание поэмы соотносится с аксиологией «скифов» и крестьянским повстанческим движением начала 1920-х годов.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
(«ПУГАЧЕВ») В статье рассмотрена поэма «Пугачев» как пример поэтической этнологии Есенина. <...> Отношения русского народа и населявших империю тюркоязычных, монголоязычных народов осмыслены им с точки зрения этнопсихологического симбиоза. <...> Взгляд Есенина на Пугачевское восстание дан в сопоставлении с пушкинским описанием пугачевщины. <...> Содержание поэмы соотносится с аксиологией «скифов» и крестьянским повстанческим движением начала 1920-х годов. <...> Элленса к парижскому 1922 г. изданию «Пугачева» (1921) – «трагедии в стихах» [Розанов, 1986: 439], по жанровому определению самого С. Есенина <...> Об этом же идет речь в воспоминаниях Элленса о Есенине: «Никогда в жизни я не видел такой полной слиянности поэзии и ее творца»1 1 Поэма была опубликована в кн. <...> Ибо сущность
скифа – его лук: сочетание силы глаза и руки, безгранично в даль мечущей
удары лука» [Скифы, 1917: VII]. <...> Соизмеримость скифской стихии
есенинского Пугачева со стихией восставших азиатских народов, на наш
взгляд, не менее показательна для понимания отношения автора поэмы
к пугачевщине, чем ее историческая и этнографическая картина. <...> Различия во взглядах Есенина и А. С. Пушкина на Пугачевское
восстание и Пугачева в целом осмыслены и описаны. <...> Есенин изучил
принадлежавший ему шестой том полного собрания сочинений Пушкина
(СПб., 1900), в котором содержались «История Пугачевского бунта»
(«История Пугачева», 1833), манифесты, рапорты, письма, легенды о Пугачеве. <...> Этот том «был у Есенина под рукой во время работы над поэмой»
[Шубникова-Гусева, 2001: 123]. <...> Известно высказывание Есенина: «Я несколько
лет <…> изучал материалы и убедился, что Пушкин во многом
был неправ. <...> Несогласие с пушкинской трактовкой
личности Пугачева и восстания в целом было зафиксировано уже в
названии чернового автографа – «Поэма о великом походе Емельяна
Пугачева». <...> 16 апреля 1921 г. он выехал из Москвы
через Самару, Оренбург в Туркестан, во время остановки в Бузулуке
(тут часть пугачевцев занималась сбором продовольствия <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: