Философский подход к пониманию древнерусского монументального искусства
Художественное творчество в истории русской культуры.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Актуальные проблемы современной науки, 1, 2011
Философские науки
Эстетика
Лапшина А.Е., соискатель Российского
государственного университета
туризма и сервиса
ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ДРЕВНЕРУССКОГО
МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Художественное творчество в истории русской культуры предстает особым типом духовного
творчества, ее смыслообразующим началом. <...> Устойчивость русской культуры, ее историческая
целостность обеспечивается наличием духовно-ценностного ядра, связанного со
сферой идеальных представлений и абсолютных значений жизни, имеющей в основе христианскую
идею творения1. <...> Верность данного утверждения хорошо прослеживается в генезисе
русской мозаики, которая на протяжении всей русской истории, т.е. начиная с X века и по
сегодняшний день, сохранила свою продуктивную традицию преобразовываться в контексте
исторического развития России по принципу: что вечно, то всегда современно. <...> При этом за
внешней стороной художественного явления можно увидеть чрезвычайно важное внутреннее
его содержание, которое дает нам право считать русскую мозаику художественным символом
имперской духовной культуры. <...> Первые мозаики на Руси появились в X веке из Византии как важнейший элемент христианской
культуры. <...> При этом нельзя оставлять без внимания и тот существенный факт, что
важнейший принцип «византизма», который был канонически перенесен на культуру Древней
Руси, в своей основе имеет не только христианскую веру с красотой ее культа, но и императорскую
власть. <...> Самодержавная власть, пришедшая на Русь вместе с христианством, выступает в храмовых
мозаиках Киева (Десятинная церковь, Михайловский и Софийский соборы) как символ
сакрального – божественной власти. <...> При этом централизованная, сильная власть мифологизировалась
и сакрализовывалась, обретая тотемический и трансцендентный характер, переходя
из религиозного в идеологическое явление культуры2. <...> Важно отметить, что древнерусские <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: