Русский бунт начала XX века как ритуал крестьянской повседневности
На примере массовых социальных выступлений начала XX в. автор рассматривает проблему дефиниции бунта как ритуала крестьянской повседневности. Решение данного вопроса осуществляется в русле междисциплинарного синтеза категорий истории и социальной психологии. В этом контексте массовая социальная агрессия представлена как последовательная реализация определенных поведенческих стереотипов, являвшихся закономерным отражеием содержания социальных представлений.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
О. А. Сухова
«РУССКИЙ БУНТ» НАЧАЛА ХХ ВЕКА КАК РИТУАЛ
КРЕСТЬЯНСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ:
РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ МИСТИФИКАЦИЯ? <...> На примере массовых социальных выступлений начала ХХ в. автор рассматривает
проблему дефиниции бунта как ритуала крестьянской повседневности. <...> Решение данного вопроса осуществляется в русле междисциплинарного
синтеза категорий истории и социальной психологии. <...> В этом контексте массовая
социальная агрессия представлена как последовательная реализация определенных
поведенческих стереотипов, являвшихся закономерным отражением
содержания социальных представлений. <...> Однако этого не
произошло, и народные выступления, восстания масс, по-прежнему в смысле
рейтинга научных предпочтений, сохраняют этакий налет «стыдливой неуместности»,
считаются «немодными» и бесперспективными. <...> Вместе с тем
необходимость создания нового методологического инструментария все чаще
выдвигает на повестку дня культурно-антропологическое измерение исторической
реальности. <...> Применительно к своеобразию российских условий весьма актуальной
выступает проблема рассмотрения сущностных характеристик «человека
бунтующего», принимая во внимание особую «русскость», присущую массовым
формам социального поведения и выражающуюся в крайней степени
проявления стихийности протеста. <...> Нельзя не признать, что социальнополитический
кризис в преддверии Первой русской революции, да и вся революционная
эпоха в целом является той самой благодатной почвой, на которой
произрастали семена фрустрационных переживаний (ощущение крайней
степени неразрешимости противоречий, блокировки всяческих надежд),
поэтому «бессмысленный и беспощадный» русский бунт уместно рассматривать
как проявление массового сознания, а точнее, одной из форм массового
поведения – стихийной массовой агрессии [2, с. <...> В то же время анализ бунта в проекции его социально-психологических
характеристик был более свойственен исследованиям по истории <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: