Идеальность и действенность психики
Рассмотрена проблема соотношения физиологического и психического, отношения психической деятельности к ее органу - мозгу. Подчеркивается, что область сознания качественно отличается от нейрофизиологических процессов. Обозначены различные подходы к решению данной проблемы с последующей критической их оценкой.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Рассмотрена проблема соотношения физиологического и психического,
отношения психической деятельности к ее органу – мозгу. <...> Подчеркивается,
что область сознания качественно отличается от нейрофизиологических
процессов. <...> Идеальность (иначе говоря – нематериальность) как общепризнанная
характеристика психики до сих пор является кардинальным препятствием на
пути к решению проблемы регулятивной ее функции. <...> Проблема возникает при теоретическом ответе на вопрос:
каким же образом нематериальная психика может быть причиной материальных
следствий? <...> Категория идеального – гносеологическая абстракция, отвлеченная от
интроспективной видимости феномена психического образа. <...> Идеальное
– результат двойного отвлечения от реальности: 1) как категория, т.е. абстракция
от интроспективного феномена видимости; 2) как феноменальная
видимость, отвлеченная от нейроотражения. <...> Феномен идеального, рассматриваемый
как эффект относительности, имеет не только гносеологический
(психологический), но и широкий онтологический статус существования. <...> Это общепринятое положение, отвечающее духу материалистического
монизма, полностью теряет свой смысл, как только прилагается (применяется)
к анализу психического отражения. <...> Чтобы отражение
в мозгу могло приобрести качество психического отражения, ему недостаточно
быть только отражением. <...> Тугаринова за аналогию психического отражения действительности
с изображением на фотографии, В. М. Ковалгин пишет, что такие
«аналогии, ставящие знак равенства между отражением объективного
мира в сознании и изображением предметов на фотокарточке, в конечном
счете могут привести к отождествлению сознания и материи» [1]. <...> «Познавательный образ отличается от фотографического снимка, зеркального
изображения, от знака и иероглифа так, что он дематериализованный,
идеальный, психический, подвижный образ, существующий в человеческом
сознании. <...> Фотографический снимок, зеркальный образ <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: