В статье рассмотрены критерии оценки и их особенности в учебной деятельности в процессе обучения академическому рисунку. Публикация рассматривает научно-методические аспекты, диагностику процесса изображения портрета и передачи зрительного образа, изображаемой натуры. Автором особо отмечено, что обучение изобразительной грамоте – сложный процесс изучения способов, приемов и средств построения на плоскости натурной формы, ее пропорций, конструктивных, объемных, пространственных и материальных качеств. Вместе с тем все это еще не свидетельствует о профессионализме обучаемого, поскольку профессионализм проявляется полнотой и глубиной образного осмысления модели художником, подвижностью его пространственных представлений. Поэтому работа студентов оценивается не только по грамотности графического построения рисунка, передачи схожести изображенных, но и по его выразительности, гармоничности восприятия, образности портретируемого. Процесс обучения рисунку включает в себя овладение всей системой изображения, содержащей изобразительные и выразительные начала, гармоничность и целостность изображения. В учебном процессе изобразительная грамота включает в себя совокупность знаний, умений и навыков, полученных в результате изучения основных положений изобразительного искусства. Под выразительностью же понимается субъективное, эмоциональное отношение художника к изображаемому, которое зачастую связано с выразительностью изображаемой модели, существующей объективно со всем содержанием и логическими связями. Изображение можно считать грамотно организованным, если в нем согласованы и уравновешены по ритму и масштабу все составляющие реалистическое изображение элементы. То есть изображение можно считать грамотно и выразительно организованным, если данные согласованные и уравновешенные элементы связаны единым пластическим замыслом, выражающим эмоционально-образное состояние объекта изображения. Следовательно, в учебном процессе всегда необходима определенная совокупность задач грамотности и выразительности изображения.