Описывая строение Вселенной, Платон сообщает ей очертания, которые, по его мнению, «были бы для нее наиболее пристойны и ей сродны»1. Четыре рода элементов [стихий] существовали и "обособились в пространстве еще до того, как пришло время рождаться устрояемой из них Вселенной"2, но «в них не было ни разума, ни меры»3. "Хотя огонь и вода, земля и воздух являли кое-какие приметы присущей им своеобычности, однако они пребывали всецело в таком состоянии, в котором свойственно находиться всему, до чего еще не коснулся бог"4, т.е. в беспорядке. «Поэтому последний, приступая к построению космоса, начал с того, что упорядочил эти четыре рода с помощью образов и чисел»5. И далее, обрисовывая основные принципы космической организации, Платон вновь возвращается к описанию становления регулярности и правильности во Вселенной, отмечая, что «как было упомянуто вначале, все вещи являли состояние полной неупорядоченности, и только бог привел каждую из них к согласию с самой собой и со всеми другими вещами во всех отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и соразмерности [симметрии]»6. До того же «вовсе не к чему было применить те имена, которыми мы ныне именуем огонь и воду, а равно и прочие вещи: бог впервые все это упорядочил, а затем составил нашу Вселенную – единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа как смертные, так и бессмертные»7.