РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки/2013/№ 2/

Интертекстуальность в пьесах Ж. Кокто "античного периода"

Статья посвящена интертекстуальному анализу пьес Жана Кокто (1889-1963) "Орфей" (1925) и "Адская машина" (1932). Исследование показывает, что интертекстуальность представляет собой существенную сторону творческого метода Кокто. При помощи интертекстуального, стилистического и историко-литературного анализов выявляются основные принципы интертекстуальной практики автора, описывается связь интертекстуальности с художественно-философской проблематикой пьес. Особое внимание уделено мифопоэтическому началу в драматургии Ж. Кокто. Результаты исследования расширяют существующие представления об истории французской литературы XX в. и могут быть использованы при подготовке курсов и семинаров по зарубежной литературе.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Филология ФИЛОЛОГИЯ УДК 840.3 А. В. Клименок ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В ПЬЕСАХ Ж. <...> Исследование показывает, что интертекстуальность представляет собой существенную сторону творческого метода Кокто. <...> При помощи интертекстуального, стилистического и историко-литературного анализов выявляются основные принципы интертекстуальной практики автора, описывается связь интертекстуальности с художественно-философской проблематикой пьес. <...> Особое внимание уделено мифопоэтическому началу в драматургии Ж. <...> С ее помощью интертекстуальности автор конструирует новый, «личный миф», поскольку пересказ античной фабулы превращается в рассказ о поэте, его месте в мире и о сущности искусства. <...> The research shows that intertextuality is a considerable side of Cocteau's creative method. <...> This article reveals basic principles of the author's intertextual practice and describes the connection between intertextuality and artistic and philosophical problems of the plays. <...> Кокто-драматург постоянно обращается к античному наследию: собственно мифам и сюжетам аттической трагедии. <...> Завершает череду сочинений на античные сюжеты пьеса «Адская машина» («La Machine infernale», 1932). <...> При этом следует отметить, что к античным образам, темам и мотивам Кокто будет обращаться на протяжении всей творческой жизни: следы античности, явные или скрытые, мы обнаруживаем в его романах, лирике, живописи, фильмах, а также в пьесах других периодов, не имеющих, на первый взгляд, прямой связи с античностью. <...> Более того, конец творческого пути Кокто ознаменован новым всплеском произведений на античные сюжеты: в 1949 г. он снимает фильм «Орфей», в 1950 г. пишет либретто для «хореографической трагедии» «Федра» («Phèdre»), а в 1960 г. работает над своим последним фильмом «Завещание Орфея» («Le Testament d’Orphèe»). <...> Из всех произведений «античного» периода наиболее самостоятельными и оригинальными стали пьесы «Орфей» и «Адская машина», в то время как другие произведения являются «свободными адаптациями» трагедий Софокла (подробнее о жанре «адаптации» и ранних пьесах Кокто см. <...> В основу драмы «Орфей» Кокто <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: