В данной статье рассматривается проблема алиенации (отчуждения) в политической философии видного представителя раннего европейского Просвещения Бенедикта Спинозы (1632–1677). Спиноза достаточно много внимания уделил философскому осмыслению политикоюридических категорий, поскольку его как рационалиста весьма занимала проблема возможности обустройства государственного правления на началах «естественного света» разума и общего блага. Голландский мыслитель довольно подробно изложил свои политические воззрения на страницах ряда произведений, где он детально разработал конституционные модели «идеального» государства, указав на свой способ преодоления политического отчуждения. Хотя Спиноза и не использовал в своих произведениях сам термин «алиенация», но проблема отчуждения политических институтов занимает важное место в его творческом наследии. Согласно воззрениям философа, преодоление политического отчуждения становится возможным при установлении демократического государства, которое является подлинным продуктом общественного договора. Для того чтобы государственное правление в полной мере отвечало принципам общего блага, полагал Спиноза, деятельность правительства необходимо должна быть основана на принципах народовластия. Сущность демократии заключается в том, что общество возвращается к естественному состоянию, и, следовательно, правовые нормы приходят в соответствие с требованиями естественного права. Таким образом, только демократический режим правления способен уменьшить отчуждающее влияние властных институтов и утвердить приоритет общего блага как совокупности трех важнейших элементов: свободы, равенства и справедливости.