В статье показано, что философия, после утраты ею своего доминирования как формы отношения человека к миру в 5—7 вв. н.э., последовательно становится «служанкой религии» (5— 15 вв. н.э), а затем «служанкой науки» (XVIII—XX вв. н.э.). Показано также, что кризис научной рациональности (XX в.), позволяет говорить о том, что наука как доминировавшая форма отношения человека к миру постепенно уступает свое господство технике. Проявляется это в том, что «объем открываемой реальности» наукой перестает удовлетворять запросам человека, уступая место «объему конструируемой реальности» техникой. С приходом господства техники философия неминуемо окажется в положении ее служанки. Однако в тот период, когда наука утрачивает свое господство, а техника еще в полной мере не приобрела его, у философии возникает шанс сказать свое новое слово, как это уже было в период смены господства между религией и наукой в XVIII—XVIII столетиях. В явном виде представлены три максимы: религии, науки и техники.