Любовь и смерть как метафоры чтения
Анализируется функционирование метафор, связывающих процесс чтения с эросом и танатосом, в европейской художественной литературе разных эпох.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Любовь и смерть как метафоры чтения
131 ССРЛЯ Словарь современного литературного языка. <...> Статья поступила в редакцию 21.06.2013 г. УДК 82-191 + 82(091) + 808.1 О. Н. Турышева
ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ КАК МЕТАФОРЫ ЧТЕНИЯ
Анализируется понятие образности, сложившейся в художественной литературе в отношении
события чтения. <...> Выявляется специфика функционирования данных метафор в европейской
словесности от Средневековья до XXI в. <...> Выработанная в недрах художественной словесности устойчивая метафора,
связывающая чтение с наслаждением, сопоставимым с наслаждением любви
(эрос), прочно и давно вошла в европейскую культуру. <...> Эрос и танатос как две универсальные метафоры
чтения и составляют предмет данной статьи, нацеленной на выяснение
характера функционирования этих метафор в художественной литературе
разных эпох. <...> Интересно, что в контексте уподобления читательской деятельности
любви и смерти эти метафоры то образовывали бинарную оппозицию
Турышева О. Н., 2013 132 ФИЛОЛОГИЯ
(противопоставляя любовь к книгам смерти), то сопрягали противоречия чтения
в единое целое (трактуя любовь к чтению как смерть читателя) соответственно
тому представлению о роли книги в жизни человека, которое регулировалось
общими ментальными установками той или иной эпохи. <...> Корни уподобления удовольствия от чтения эротическому удовольствию
следует искать в религиозной литературе Средневековья. <...> Причем средневековая
мысль привлекала данную метафору на почве двойного логического
основания. <...> С одной стороны, о чтении как наслаждении, подобном любовному переживанию,
Средневековье пишет в ключе категорически негативной оценки,
имея в виду то, что страстное увлечение книгой может отвлекать душу читающего
от вкушения истины, связанной с долгом познания Бога. <...> Противопоставляя тяжелый
труд воспитания души простому, легковесному и сиюминутному наслаждению,
средневековая мысль однозначно противопоставила чтение
сакральное и чтение светское, уничижительно <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: