Билет на поездку... к себе. Бунтующие персонажи В. Аксенова
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Над строками одного
произведения
Владимир СОБОЛЬ
БИЛЕТ НА ПОЕЗДКУ... <...> К СЕБЕ
Бунтующие персонажи Василия Аксенова
Страстные монологи Александра Андреевича Чацко
го сделались в русской литературе парадигмой, образцом,
лекалом, по которому кроятся инвективы писателей, впи
тавших самый дух отечественного бунтарства. <...> Не всегда
бессмысленного, но, как правило, — беспощадного:
Твоя жизнь, Виктор, придумана папой и мамой, когда ты
еще лежал в колыбели... <...> Ведь ты ни разу в жизни не принял
понастоящему серьезного решения, ни разу не пошел на риск. <...> .. Лучше быть бродягой и терпеть неудачи, чем всю
жизнь быть мальчиком, выполняющим чужие решения... <...> 1
Так кричит старшему брату Димка Денисов — герой
романа Василия Аксенова «Звездный билет». <...> Но подобная отсылка — только рекламная акция;
суть романа куда как глубже, чем просто объявление о неко
ей молодежной субкультуре. <...> Од
на из таких эпох — «оттепель», случившаяся в СССР после
ХХ съезда правящей тогда партии. <...> Тогда читающей публике стали известны имена Ва
силия Аксенова, Анатолия Гладилина, Игоря Ефимова,
Валерия Алексеева, Фазиля Искандера, Булата Окуджа
вы, Андрея Битова, Ильи Штемлера, Анатолия Кузнецова
и многих других. <...> Гене
рации, которая обрела голос после ХХ съезда и сделала
своим литературным принципом рефлексию, исповедь,
391
кричащую почти на «разрыв аорты». <...> Вскоре их окрестили
шестидесятниками, по названию статьи Станислава Расса
дина2
. Самыми заметными произведениями авторов, при
надлежащих этой писательской генерации, стали романы
Василия Аксенова. <...> «Звездный билет» появился в 1961 году на страницах
журнала «Юность». <...> Я наивно возра
зил, что после работ Аксенова молодежный жаргон сде
лался естественной частью языка литературного. <...> Проблема в том, что
выступление шестидесятников пришлось не по нраву лю
дям, настроенным консервативно, а таких всегда боль
шинство. <...> Теперь язык героев исповедальной прозы ка
жется наивным и робким <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: