История литературы с точки зрения нарратологии
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
проблемы и размышления
Теория:
Как писать историю
литературы
Вольф ШМИД
ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
НАРРАТОЛОГИИ*
Гераклит говорит, что все движется и ниче
го не стоит, — и, уподобляя сущее течению
реки, прибавляет, что дважды в одну и ту
же реку войти невозможно. <...> , передавая слова Гераклита2
1
Нарратология — это дисциплина, рассматривающая
репрезентации изменения состояний. <...> Решение проблем ис
ториографии литературы по двум причинам не являeтся
объектом нарратологии: вопервых, — нарратология литера
турой не ограничивается, a рассматривает нарративы во
всех областях культурной деятельности. <...> Тем не менее некоторые по
нятия и модели, разработанные в рамках нарратологии, мо
гут внести вклад в методику историографии литературы. <...> Одна из дихотомий нарратологии, которыми может
пользоваться литературоведческая историография, — это
оппозиция между «происшествиями» и «повествуемой ис
торией»3
. Происшествия в нарратологическом понима
нии — это нарративнoe сырье, то есть совершенно аморф
ная совокупность ситуаций, персонажей и действий, из
1994. С. <...> Geschehen, Geschichte, Text der Geschichte // Geschichte —
Ereignis und Erzbhlung / Ed. <...> Тем не менее происшествия существуют как
подразумеваемый исходный материал любой повествуемой
истории4
. Происшествия доступны читателю не сами по се
бе, а лишь как реконструкт, создаваемый на основе повест
вуемой истории. <...> . Отобранные элементы— это си
Любая повествуемая история предстает как результат от
бора отдельных элементов из неисчерпаемого множества
«атомов» происшествий5
туации, лица, действия. <...> Поскольку происшествия представляют собой не что
иное, как материал, из которого делается отбор, они сами по
себе никакого смысла не имеют. <...> Sinn als Grundbegriff der Soziologie // Theorie der
Gesellschaft oder Sozialtechnologie — Was leistet die Sozialforschung? <...> 159
Отбор элементов и их свойств в фикциональном пове
ствовательном произведении принадлежит нарратору. <...> Прерывные единицы, такие как истории, возникают исклю
чительно <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: