Александр Шмеман и его «исследовательская лаборатория» по теологии литературы
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
История идей
Владислав БАЧИНИН
АЛЕКСАНДР ШМЕМАН И ЕГО
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»
ПО ТЕОЛОГИИ ЛИТЕРАТУРЫ
1
Современное культурное сознание охотно признает су
ществование художественных текстов, в которых есть много
такого, что не поддается объяснениям не только с литерату
роведческих, но даже и с философских, социологических,
культурологических, антропологических, психологических
и прочих гуманитарных позиций. <...> Ссылаясь на нерефлекси
руемые семантические «резидиумы» и смысловые «без
дны», присутствующие в таких текстах, это сознание, одна
ко, далеко не всегда дает себе отчет в том, что констатации
такого рода окрашены, как правило, в секулярные тона. <...> В наш секулярный век специалистов, склонных к интер
претациям подобного рода, не так уж много. <...> Именно поэто
му столь ценными представляются аналитические опыты
русского богослова Александра Шмемана (1921—1983). <...> , разносторонне образованный,
влюбленный в литературу, предпочитавший чтение всем
прочим формам заполнения досуга, о. <...> Ими наполне
ны его дневники, изданные в России в 2005 году1
Необычайно много читая, Шмеман особенно любил ме
муары, дневники, переписки, жизнеописания как священ
нослужителей, так и людей сугубо светских, как православ
ных, так и католиков, протестантов и даже неверующих. <...> Не люблю потому, думаю, что ощущаю ее ненужной
мне, моему видению жизни и религиозному опыту. <...> Точнее, его оценки оказываются чаще всего
интегральными, синтетичными, то есть одновременно и эс
тетическими, и нравственноэтическими, и богословскими. <...> Его оценочные суждения, питаемые библейско
христианской ценностнонормативной традицией, надежно
защищены от проявлений неосновательного субъективизма
и капризной «вкусовщины». <...> 11
кать самые сложные и глубокие мысли в блестящие лите
ратурные формы, он, как бы походя, превратил свои днев
ники в нечто вроде исследовательской лаборатории по
теологии литературы, где образы и факты <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: