Жанровые ингредиенты «Сельского кладбища»
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Владимир КОЗЛОВ
ЖАНРОВЫЕ «ИНГРЕДИЕНТЫ»
«СЕЛЬСКОГО КЛАДБИЩА»*
«Сельское кладбище» ГреяЖуковского — первый и са
мый показательный в русской традиции текст, выполнен
ный в жанре «кладбищенской элегии», — довольно хорошо
исследовано с точки зрения предшествующих традиций1
.
. Но в широком спектре трактовок «Сельского кладби
ща» ГреяЖуковского не хватает прочтения, которое бы де <...> X; Строилова А. Г. Рецеп
ция творчества Эдварда Юнга и Томаса Грея в русской поэзии конца
XVIII — начала XIX века: Дис. канд. филол. наук. <...> 326
тально поясняло, что делает это стихотворение элегией —
и, соответственно, что делает элегиями произведения,
осознанно или нет создававшиеся по тому же канону. <...> Чи
тая «Сельское кладбище», важно также увидеть жанровый
состав «кладбищенской элегии», который позволяет по
нять, на перекрестье каких традиций расцвел этот жанр —
и на какие потребности ответил своим появлением. <...> Что помещается в британскую шкатулку
«Кладбищенская элегия» пришла в Россию из
Англии — и неслучайно оттуда. <...> «Именно Англия явилась
распространителем тех новых поэтических веяний, того
нового тематизма, тесно сплетенного с мыслительноме
дитативной деятельностью, который постепенно завоевал
себе место в понятии “элегического”»3
. Как отмечает ис
следователь, если Франция шла к элегии «через постиже
ние “галантной тонкости страстей”», то Англия — по пути
«открытия природы». <...> Процесс этого «открытия» можно
считать главным в английской поэзии XVIII века вообще,
о чем пишет в своей монографии И. <...> Шайтанов4
. Освоение
нового для европейского человека опыта велось на пере
крестье дополняющих друг друга, но едва ли не противо
положных жанров — пасторали с ее противопоставлен
ным городу и свету идеальным пространством, «ночной»
поэзии с ее медитативностью, оды с ее наработанным за
предыдущий период величественным языком, дидактиче
ской поэмы с ее размышляющей и назидательной стили
Сорокина <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: