Словесное и пластическое в «Подростке»
.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Т езаурус:
«художественная аура»
Елена СТЕПАНЯН-РУМЯНЦЕВА
СЛОВЕСНОЕ И ПЛАСТИЧЕСКОЕ
В «ПОДРОСТКЕ»
Недавно Российская академия художеств выпустила
фундаментальный коллективный труд «Художественная
аура: истоки, восприятие, мифология» (М. <...> Это издание — подтверждение мнения Бориса
Гройса, что понятие ауры в последнее время сделалo «по
трясающую философскую карьеру». <...> В самом деле, художественная аура, описанная в про
шлом веке В. <...> В
аннотации к изданию говорится: ауру можно трактовать
как «эманацию произведения искусства, как переживание
невербализуемого пространства смыслов, как излучение,
отзвук, тон, теплоту, настроение, атмосферу, дыхание,
певучесть произведений искусства». <...> Так, мощным
источником ауры в литературном произведении являют
ся экфрастические, а также всякие иные изобразитель
ные включения1
Да, поиск внутренних взаимосвязей между искусства
ми сегодня актуален как, может быть, никогда. <...> Обнаружение концептуаль
ных нитей, соединяющих произведения, неожиданной
близости различных артефактов — потребность культу
.
Вообще, вставочный элемент является сгустком центрального
замысла произведения, концентратом смысла. <...> Экфрастические
вставки не играют поверхностнодекоративную роль, а имеют пря
мое отношение к идейному ядру текста, частично выводят его нару
жу, делают чувственно ощутимым и наглядным. <...> Иными словами: экфрастические вставки являются де
коративным элементом именно во врубелевском смысле — в смысле
их символичности, значимости для целого. <...> Неслучайно идейным ядром романа являет
ся знаменитая картина «золотого века» — пересказанный
Версиловым сыну Аркадию дрезденский «Пейзаж с Аци
сом и Галатеей» К. <...> Читатель «Подростка» хорошо помнит второстепен
ного персонажа Стебелькова, одного из носителей идеи
«беспорядка», разброда и хаоса в романе2
. Более того:
он — из самых активных распространителей беспорядка,
во многом благодаря ему беспорядок <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: