РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Вопросы литературы/2010/№ 3/

Тяжелый дар. Концепция творчества В. Ходасевича и мотив «встречи с небожителем» у В.Набокова

.

Авторы
Тэги
..
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Автор не только суммирует свои наблюдения и определяет «тему <...> в той или иной степени вскрываемую едва ли не во всех писаниях» моло дого Набокова, — «жизнь художника и жизнь приема в соз нании художника», но и, анализируя вариации этой темы, предсказывает ее развитие. <...> 1 95 роя — наиболее трудная задача для писателя; наконец — об этом Ходасевич не говорит применительно к Сирину, но это следует из философской преамбулы очерка, — автору, соз давая произведение о художнике, пришлось бы неминуемо встать перед проблемой выражения невыразимого, сверх понятийного, «экстатического». <...> Ходасевич не говорит прямо, что объ ясняется окололитературной ситуацией, — порицаний На бокову хватало, — но подразумевает: к преодолению этих трудностей писатель Сирин пока не готов. <...> 96 дым», уже было опубликовано в 1935м (Ходасевич не об ращается к нему в своем очерке творчества, видимо, потому, что главным образом рассматривает романы), второе, ро ман «Дар», должно было увидеть свет в том самом 1937 го ду. <...> Герой «Дара» в точности соответствует представлениям Ходасевича об истинном творце, и воплощение его соеди няет в себе все трудности, о которых пишет критик: как «подлинный художник», он «положительный тип»; по пушкинской концепции, которую столь часто интерпрети ровал Ходасевич, он «юродурод» («...меж детей ничтож ных мира, / быть может, всех ничтожней...»), но при этом застигнут в самый трудноизобразимый момент — «экста тического состояния», когда — опять же по ПушкинуХода севичу — «расположение души к живейшему приятию впечатлений» вотвот перейдет в следующую фазу — обле ченной в «звуки сладкие» «молитвы». <...> Эти персона жи антонимичны Кончееву и ГодуновуЧердынцеву: «экс татическое», надразумное начало им неведомо, в том, что считают искусством, они всецело подчиняются рассудку. <...> «Тяжелый дым» посвящен рождению стихотворения, от «первых толчков» до момента, когда оно становится <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: