РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК СПОСОБ АДЕКВАТНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
В статье поднимается актуальная во все времена проблема со-
отношения авторского (композиторского) текста музыкального произ-
ведения и его исполнительского прочтения. Адекватная (максимально
тождественная замыслу) интерпретация далеко не всегда имеет место
на практике, исследователь предлагает для аналитика-исполнителя
своего рода «индикаторы точности» понимания прочтения. При этом
предлагается опираться на возможности риторического анализа. Де-
монстрация таковых осуществлена на примере одного из самых ре-
пертуарных вокальных опусов отечественной композиторской школы
XIX века.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 (31) 2014
Присяжнюк Д. О., 2014
РИТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КАК СПОСОБ АДЕКВАТНОЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
В статье поднимается актуальная во все времена проблема соотношения
авторского (композиторского) текста музыкального произведения
и его исполнительского прочтения. <...> Адекватная (максимально
тождественная замыслу) интерпретация далеко не всегда имеет место
на практике, исследователь предлагает для аналитика-исполнителя
своего рода «индикаторы точности» понимания прочтения. <...> Демонстрация
таковых осуществлена на примере одного из самых репертуарных
вокальных опусов отечественной композиторской школы
XIX века. <...> А. С. Даргомыжский
Тема, заявленная в названии статьи, столь
же злободневна, сколь и очевидна. <...> Итак, задача профессионального исполнителя,
непосредственно предшествующая конкретной
работе с нотным материалом, сводится к адекватной
расшифровке авторских кодов, к постижению
сокрытых за ними смыслов с последующим
бережным донесением их до слушательской
аудитории. <...> Говоря о последних,
мы обращаемся собственно к риторическому
анализу — одному из основных инструментов в
раскрытии авторских кодов. <...> В рамках данной статьи не время и не место
обосновывать теоретическую базу подобного
подхода2
. Скажем лишь, что речь идет о тех
элементах нотного текста, которые исторически,
либо в творчестве данного автора (или в определенном
стиле) по тем или иным причинам
обрели статус фигур и приемов «повышенной
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1 (31) 2014
выразительности». <...> C осознавшими этот факт
начинает говорить архитектоника формы, графика
и пластика линии, собственно риторические
обороты и фигуры (не только барочные3
),
особенности музыкально-вербального контрапункта,
жанровые характеристики, тесситурная
символика, техника фактурного решения, гармоническая
логика… <...> Прежде чем перейти к практическому рассмотрению
возможностей <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: