ОПИРАЯСЬ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ ЖАНРА. К ПРОБЛЕМЕ АНАЛИЗА ОРАТОРИИ МЕНДЕЛЬСОНА «ПАВЕЛ»
Первая оратория Мендельсона открыла новую страницу в истории
жанра благодаря опоре на традиции Баха и Генделя, осмысленные в свете
эстетики немецкого романтизма.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2 (32) 2014
Зейфас Н. М., 2014
ОПИРАЯСЬ НА ИСТОРИЧЕСКУЮ ПАМЯТЬ ЖАНРА. <...> К ПРОБЛЕМЕ АНАЛИЗА ОРАТОРИИ МЕНДЕЛЬСОНА «ПАВЕЛ»
Первая оратория Мендельсона открыла новую страницу в истории
жанра благодаря опоре на традиции Баха и Генделя, осмысленные в свете
эстетики немецкого романтизма. <...> Ключевые слова: Мендельсон, оратория, Бах, Гендель, апостол Павел
23 декабря 1834 года Мендельсон писал сестре
Ребекке: «… <...> Реформы — это то, что я приветствую
и люблю во всем: и в жизни, и в музыке,
и в политике, и в мощении улиц, и еще Бог знает
где, ибо реформа отрицает лишь злоупотребления
и устраняет помехи движению. <...> <…>…Все старое и доброе остается новым, хотя
то, что появляется следом за ним, конечно же,
должно выглядеть иначе, поскольку исходит от
новых, других людей. <...> <…> Пойми: сам я, Боже
упаси, не отрицаю необходимости движения и реформ
и надеюсь когда-нибудь тоже оказать реформаторское
воздействие на музыку — ведь я музыкант,
и этим всё сказано» [11, S. <...> Как известно, «реформаторское воздействие
на музыку» Мендельсон действительно
оказал, причем в самых разных областях. <...> Без Мендельсона эстафетная палочка, переброшенная
Гайдном от ораторий Генделя к началу
XIX века, могла остаться неподхваченной. <...> При всем уважении к венскому классику, бурные
гении эпохи романтизма считали его просветительский
пантеизм излишне патриархальным, а
его звукопись — «ребяческой», противной «высшему
умонастроению» (слова Людвига Тика. <...> Пытаясь найти собственные пути, композиторы
первой трети XIX столетия тяготели либо
к «слащаво-сентиментальной выразительности»,
которая «скорее выгоняла людей из храма, чем
побуждала их к сосредоточенности и благоговению»,
либо, напротив, к аскетическому, строго
15
традиционному письму [9, с. <...> В критический момент Мендельсон открыл
новую страницу в истории оратории, указав на
Генделя и Баха как «истинных правоверных героев
нашего искусства» [9, с. <...> Обращение к исторической <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: