Россия и революция
Статья Ф. Борисова была написана к 25 годовщине со дня смерти А. Блока. Автор дает подробный анализ творчества А. Блока, его религиозно-философских воззрений, отношения к жизни, Родине и революции. Публикация может быть полезна всем, кого интересует жизнь и творчество "законного наследника духа Аввакумова", большого поэта, мыслителя и человека — Александра Блока.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
РОССИЯ
и РЕВОЛЮЦИЯ
(К 25 годовщине со дня смерти А. <...> И от Аввакумовых огненных слов до торжественНо
как далека эта «цыганщина», углубленная и изощренная,
от примитивов надрывной «апухтинщины» и
даже от «цыг*нщины» родоначальника лирической гитары
— Аполлона Григорьева (творчество коего вовсе не
исчерпывается, конечно, этим жанром!).
ной меди Гаврилы Державина; от поморских заветов до
ясновидения Пушкина и Римского-Корсакова; от «высокого
косноязычья» Тютчева, Лермонтова и Гоголя — до
трагического оптимизма Достоевского и Мусоргского; от
хмеля Языкова до земляной гомерической мудрости Гончарова
и Льва Толстого, Глинки и Бородина — все она,
кондовая, исконная богатырица — Русь, мятущаяся в
самосожжении души и телес своих, тихая в Радонеже,
буйная в разинщине, пугачевщине, в октябре... <...> .
ликим шквалом по всему миру, оторвались от Тебя, Родина:
Но
мы — хотя и с запозданием, вспоминаем и законного
наследника духа Аввакумова, большого поэта,
мыслителя и человека — Александра Блока. <...> Поэт умер
на сорок первом году своей жизни (родился в 1880 году). <...> Его поэзию смешно рас„АвЛзе
1ист" и „Прекрасной дамы", насыщенной мистическим
реализмом Владимира Соловьева (воспринятого в
его лирике и «Трех разговорах» и отвергнутого в его
«Оправдании добра») и высоким идеализмом Платана, —
поэт погружается («Пузыри земли») в мир русской нежити,
претворенный в рисунках Татьяны Гиппиус и в
словопись затейливого Алексея Ремизова. <...> Но традиции
старой русской литературы довлеют над Блоком. <...> Не исключено влияние и безвестных цыганистов,
крайне преувеличенное школой формалистов и,
Б частности, Виктором Шкловским, утверждавшим, что
формально Блок и вырос из цыганского надрывного романса. <...> Но «апухтинщина» и даже Лишин (наиболее известный
в свое время автор цыганских романсов) ясно
чувствуются и в «рестор1нной», и в цыганской струе
Блока: «Я не помню он был или не был — этот вечер»,
«Незнакомка», да многое и позднейшее — несомненно <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: