"ЕСТЬ В БЛИЗОСТИ ЛЮДЕЙ ЗАВЕТНАЯ ЧЕРТА..." О СКВОЗНОМ МОТИВЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
-
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
А. С. Пушкин
Инна АЛЬМИ
«ЕСТЬ В БЛИЗОСТИ ЛЮДЕЙ ЗАВЕТНАЯ ЧЕРТА... <...> »
О сквозном мотиве русской литературы
Соприсутствие свободных параллелей
Начиная с 20х годов XIX века в русской поэзии и про
зе варьируется достаточно узнаваемый художественный
комплекс. <...> строит некоторые из своих филологиче
ских сюжетов как соприсутствие свободных параллелей1
.
Его опыт я и попытаюсь использовать в настоящей ра
боте. <...> 1
31
Причина неполноты кроется в характере выбранного
для анализа материала: поэтические произведения, входя
щие в ряд, — стихотворения Пушкина «Под небом голубым
страны своей родной...» и Ахматовой «Есть в близости лю
дей заветная черта...» — связаны более традиционным обра
зом — как осознанная реминисценция. <...> Зато обращение к нему вполне оправдыва
ет себя при анализе других составляющих ряда: повести
«Кроткая» и романа «Анна Каренина». <...> (Фрагмент толстов
ского романа пока на стадии рассмотрения и будет включен
в текст статьи позднее. <...> О соот
несенности стихотворений Ахматовой и Пушкина я уже
писала2
Ахматова и Пушкин: момент лирического диалога
Анна Ахматова, акцентируя осознанную близость к
Пушкину, включила в свое стихотворение 1915 года вари
ант строки из его элегии 1826 года «Под небом голубым
страны своей родной... <...> «Великолепная цитата», вве
денная в зачин, отбрасывает отсвет на произведение в це
лом; в нем пробуждаются оттенки лирического диалога:
активизируется не только близость текстов, но и таящее
ся под покровом близости различие. <...> 32
Чтобы оценить потенциал этой сложной соотнесенно
сти, обращусь первоначально к элегии Пушкина. <...> Ее главные момен
ты (упомянутые либо подразумеваемые): разлука любя
щих, угасание женщины в родной стране, ее кончина,
весть о ней, внезапно нашедшая лирического героя. <...> На фоне всего названного элегия «Под небом голубым
страны своей родной...» уникальна: встречи не происходит,
более того, не может произойти— и не в силу законов ре
альности (поэзии <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: