К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПРИЯТИЮ ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А. А. АЛЬШВАНГА
Явление концептуализации популярно в гуманитарных исследованиях. В России музыковед А. Альшванг одним из первых подошёл к трактовке жанра как к типологии. Он ввёл термин «обобщение через жанр», который является обозначением процесса концептуализации в музыке. Об этом свидетельствуют распространённые в современном музыкознании характеристики жанровых образований: «тип», «целостная модель», «парадигма» и «структурно-семантический инвариант», «генотип».
Теория «обобщения через жанр» не противоречит современным концепциям референции — теории внутреннего реализма Х. Патнэма или базовому уровню категоризации Джорджа Лакоффа.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Амрахова А. А., 2015
К СОВРЕМЕННОМУ ВОСПРИЯТИЮ
ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ А. А. <...> АЛЬШВАНГА
Явление концептуализации популярно в гуманитарных исследованиях. <...> Альшванг одним из первых подошёл к трактовке
жанра как к типологии. <...> Он ввёл термин «обобщение через жанр», который
является обозначением процесса концептуализации в музыке. <...> Об этом свидетельствуют
распространённые в современном музыкознании характеристики
жанровых образований: «тип», «целостная модель», «парадигма» и
«структурно-семантический инвариант», «генотип». <...> Теория «обобщения через жанр» не противоречит современным концепциям
референции — теории внутреннего реализма Х. <...> Патнэма или базовому
уровню категоризации Джорджа Лакоффа. <...> Лакофф, базовый уровень категоризации
Арнольд
Александрович Альшванг родился
19 сентября 1898 года в Киеве. <...> В 1920-м окончил
Киевскую консерваторию по классу фортепиано <...> В 1919 г. преподавал музыкально-исторические
предметы на курсах истории музыки,
организованных при Киевской консерватории,
был начальником первой советской военно-музыкальной
школы при Наркомвоенделе УССР,
с 1920 г. лектор Высшей военно-политической
школы Правобережной Украины. <...> С 1923 г. профессор
и декан музыкально-научного факультета
Киевской консерватории, одновременно в
1923–1924 гг. преподаватель Литературно-художественного
института имени В. Я. Брюсова
в Москве. <...> Альшванга завершилась:
фиксируются только даты публикаций его
статей. <...> Но какие
бы по жанру произведения не выходили из
под пера музыковеда, всем им присуще одно качество:
блестящий язык изложения, рельефность
основной идеи, тесная связь объекта исследования
с культурной и общественно-политической
средой обитания (а это не только композиторы,
но и стилевые направления: «импрессионизм»,
«русский симфонизм», «венские классики»). <...> Главное для него было все-таки
показать творчество композитора (или явления)
на фоне общественно-политической и культурной
жизни. <...> Поэтому удивляют многогранностью <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: