ОСМОГЛАСНИК СТЕВАНА МОКРАНЯЦА: ПОПЕВКИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАНТНОСТИ
В Осмогласнике Мокраняца отражен процесс возникновения попевочного интонирования. Можно наблюдать, как в псалмодических строках впервые появляются попевки, как увеличивается их количество и «удельный вес», как постепенно возникают строки-центоны. В статье выявлены особые виды центонных строк и способ их вариантного изменения, основанный на взаимозаменяемости попевок.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ МУЗЫКИ
Евдокимова А. А., 2015
ОСМОГЛАСНИК СТЕВАНА МОКРАНЯЦА:
ПОПЕВКИ В УСЛОВИЯХ ВАРИАНТНОСТИ
В Осмогласнике Мокраняца отражен процесс возникновения попевочного
интонирования. <...> В статье выявлены особые
виды центонных строк и способ их вариантного изменения, основанный на
взаимозаменяемости попевок. <...> Ключевые слова: Стеван Мокраняц, Осмогласник, сербский распев,
знаменный распев, вариантность, попевка, центон
Вариантность — обычное свойство церковного
пения, подробно изученное в медиевистике. <...> Сербский Осмогласник представляет большой
интерес с данной точки зрения, поскольку представляет
собой запись живой устной церковно-певческой
традиции, выполненную одним
из ее носителей — выдающимся сербским композитором
Стеваном Стояновичем Мокраняцем
(1855–1914). <...> Единственной областью,
неподвластной истреблению, оказалась
память верующего народа: все это время сербское
церковное пение существовало в устной форме. <...> Им была зафиксирована
традиция церковного пения в Карловацкой митрополии,
находящейся за границами Сербии, то есть
в православных приходах Австро-Венгрии, где,
спасаясь от турецкого геноцида, жили эмигрировавшие
сербы. <...> На исконных сербских землях возможность
записи церковного пения возникла лишь
после освобождения страны от османского
владычества. <...> Стеван Мокраняц посвятил записи
этих церковных напевов более 20 лет. <...> Однако для того, чтобы выбрать и опубликовать
наиболее общезначимый вариант, Мокраняц записывал
напевы также с голоса знатоков церковного
пения — архимандритов А. Бранковича <...> Причина этого
состоит в том, что в сербском Осмогласнике звучат
мелодические формулы, аналогичные попевкам
знаменного распева, которые, несмотря на интонационно-ритмические
изменения, остаются хорошо
узнаваемыми [1]. <...> Общность сербского и русского знаменного
пения проявляется не только в интонационных
оборотах, но и в способах их объединения в гласовые
строки. <...> В сербском <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: