РУсскоязычный Архив Электронных СТатей периодических изданий
Грани/1979/№ 114/
В наличии за
80 руб.
Купить
Облако ключевых слов*
* - вычисляется автоматически
Недавно смотрели:

Наука, философия и идеология

Это - вторая глава из обширного труда Д. Поспеловского "Неподцензурная мысль Советского Союза". Тщательно анализируя и сопоставляя публикации в советской официальной прессе и в Самиздате, автор показывает преемственность Самиздата и делает попытку нащупать поток основных мировоззренческих течений, направлений, возникающих и развивающихся в СССР.

Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ПОСПЕЛОВСКИЙ Наука, философия и идеология ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРЕССА Как известно, марксизм претендует быть наукой, определяющей всю научную и общественную деятельность людей; он считает, что философские основы должны быть основами и естественных наук. <...> При такой определяющей догматическо-философской установке, разумеется, реабилитация генетики и связанных с нею наук в послелысенковский период (после осуждения Лысенко) должна была в той или иной степени отразиться и на всей структуре марксистского мировоззрения в Советском Союзе. <...> Тщательно анализируя и сопоставляя публикации в советской официальной прессе и в Самиздате, автор показывает преемственность Самиздата (то, как взгляды, первоначально робко высказанные в официальной печати, затем находят свое гораздо более полное развитие в Самиздате) и делает попытку нащупать поток основных мировоззренческих течений, направлений, возникающих и развивающихся в СССР. <...> Это и положило конец теории двух наук и, несомненно, послужило одним из стимулов мысли советских ученых и интеллигенции о конвергенции социалистической и капиталистической систем в целом. <...> Это подробно описывает Жорес Медведев 1 . И оно безусловно усилило позиции тех, кто стремился освободить от идеологических шор естественные науки и их преподавание в советских школах и, конечно, в высших учебных заведениях. <...> Хотя дискуссия и повисла в воздухе, но на страницах „Вопросов философии" в общем было признано, что доктрина Маркса о примате труда и экономического производства над мыслительными процессами имеет несколько ограниченное применение. <...> Например, по словам одного советского философа, было бы неправильно думать, что материальное производство всегда, во все времена, сохранит за собой положение базиса духовного производства, то есть интеллектуальной деятельности. <...> Румянцева в „Ком216 сомольской правде" (8.6.67), где говорится, что отдельные положения марксистско-ленинской науки могут <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности

Похожие документы: