НЕКОТОРЫЕ СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОНАТЫ ДЛЯ КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО ОР. 128 МАРИО КАСТЕЛЬНУОВО-ТЕДЕСКО (ОПЫТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АНАЛИЗА)
В статье впервые в России осуществляется исполнительский анализ Сонаты для кларнета и фортепиано ор. 128 итальянского композитора, пианиста и музыкального критика Марио Кастельнуово-Тедеско. На примере Сонаты выявляются некоторые стилевые особенности творчества композитора.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Актуальные проблемы высшего музыкального образования
Гринес О. В., 2016
НЕКОТОРЫЕ СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
СОНАТЫ ДЛЯ КЛАРНЕТА И ФОРТЕПИАНО ОР. <...> 128
МАРИО КАСТЕЛЬНУОВО-ТЕДЕСКО
(ОПЫТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АНАЛИЗА)
В статье впервые в России осуществляется исполнительский анализ
Сонаты для кларнета и фортепиано ор. <...> 128 итальянского композитора, пианиста
и музыкального критика Марио Кастельнуово-Тедеско. <...> На примере Сонаты
выявляются некоторые стилевые особенности творчества композитора. <...> Друг композитора Артуро
Тосканини, который с 1937 года был дирижером
симфонического оркестра NBC, помог Кастельнуово-Тедеско
переправиться через океан в 1939
году, а выдающийся скрипач-виртуоз Яша Хейфец
содействовал заключению контракта с MetroGoldwyn-Mayer. <...> Что же касается партии кларнета,
то Кастельнуово-Тедеско тщательно изучал его
возможности, прежде чем приступить к созданию
Сонаты, как до этого погружался в исследование
особенностей звукоизвлечения на скрипке, виолончели
и гитаре. <...> Так в свое
время родились яркие концертные сочинения для
скрипки, посвященные Яше Хейфецу, виолончельные
произведения, адресованные Григорию
Пятигорскому. <...> Однако диатоническая
безмятежность ее первого элемента нарушается
появлением нисходящих хроматизмов
(2 элемент темы главной партии). <...> В сочетании с
басами (grave) и аккордами в партии фортепиано
создается тревожная атмосфера (пример 1). <...> Тема главной
партии (armonioso) у фортепиано парит над
струящимися шестнадцатыми легко и свободно
(цифра 1)1
.
Пример 1. <...> Тема главной партии
Вторящие ей реплики в партии кларнета
звучат все возбужденнее (espressivo, agitato)
переходя в виртуозные каскады пассажей, венчающих
главную партию. <...> В кульминационный
момент в партии фортепиано появляется ритм са44
рабанды
(ff pesante). <...> Этот ритм скорби (doloroso)
сопровождает первое проведение темы побочной
партии (цифра 3), состоящей, как и тема главной
партии, из двух элементов. <...> В третий раз тема
возвращается в партии кларнета, истаивая в пассаже <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: