Начавшийся ХХI в. ставит проблему формирования личности, способной дать адекватный ответ вызовам современности. Гуманистические идеи экзистенциализма, проникая в педагогику, способны оказать методологическую помощь в решении этой задачи. Экзистенциальная философия актуальна во все времена по причине несовершенства мира и человеческих отношений и, следовательно, она должна оказывать определенное влияние на развитие педагогической мысли, пусть и не имея непосредственного выхода в систему образования. Из экзистенциалистов наиболее полно разрабатывал проблемы философии образования О. Ф. Больнов, считая при этом, что традиционный экзистенциализм необходимо модернизировать, поскольку «он, хотя и выражает проблемы нашего времени, но именно поэтому не содержит даже намека на направление осмысленного поиска их решения». Поэтому Больнов пытается придать ему новые формы, соединив с педагогическими проблемами, которые всегда актуальны. В книге «Экзистенциальная философия и педагогика» О. Ф. Больнов представляет педагогику как прикладную философскую дисциплину, в центре аналитического внимания которой проблема воспитания человека, открытого миру при неустойчивых формах его бытия. Исследуя разнообразие «неустойчивых форм» человеческого бытия, он описывает особенность этого существования в экзистенциальных категориях: кризис, увещевание, встреча и т. п. и создает концепцию «функционального воспитания». По его убеждению, любая информация и любое воздействие, предметное окружение или социокультурная среда всегда содержат в себе воспитательную функцию. Экзистенциальную педагогику О. Ф. Больнов называл педагогикой «непостоянных форм», поскольку непостоянны, изменчивы во времени педагогические ситуации и сам воспитанник, а следовательно, не представляется возможным технологизировать процесс воспитания, выработать раз и навсегда заведенный алгоритм. Исходя из того что экзистенциально-философский анализ должен стать методологией гуманистической педагогики, Больнов, однако, полагает, что успех возможен лишь в том случае, если осуществится специфическое «преодоление» экзистенциальной философии. Под «преодолением» им понимается то, что педагогике необходимо придать оптимистический вектор. Изучение основ немецкой философии образования представляется плодотворным и важным, поскольку осуществляемые в этой области исследования показали значимость понимания многообразия межличностных эмоционально окрашенных настроений и отношений, позволяющих педагогу осознавать всю непостижимость экзистенции и, следовательно, формировать бережное отношение к духовному миру воспитанника, установку на понимание его глубины и богатства.