ФРАНТИШЕК ДУХИНСКИЙ – «БЕДНЫЙ РОДСТВЕННИК» ЕВРАЗИЙСТВА
Идейное наследие Франтишека Духинского в наши дни широко используется украинскими учеными и публицистами для обоснования европейского выбора Украины. Между тем имя Духинского остается практически неизвестным в России, хотя его антропологическая «туранская» теория, вероятно, послужила основой для разработки евразийской концепции в 20-х годах прошлого века. Современные неоевразийцы избегают упоминать имя Духинского, поскольку ненаучный характер его «теории», вскрытый российскими учеными еще в XIX веке, дискредитирует их взгляды. Кроме того, современное неоевразийство, которое обосновывает российский изоляционизм и агрессивную внешнюю политику, не может позволить себе опереться на авторитет человека, считавшего, что Украина не является частью русско-евразийского мира, а, наоборот, является частью европейского мира, противостоящего «туранской» России. Автор статьи рассматривает генезис «туранской» теории Духинского в контексте формирования украинского национального самосознания в середине XIX века и возникновения феномена польского украинофильства. Сходство взглядов Духинского со взглядами таких деятелей украинского возрождения, как Н.В. Гоголь, М.А. Максимович и Н.И. Костомаров, свидетельствует о том, что его «туранская» концепция сложилась до отъезда за границу. Автор подчеркивает политическую ангажированность теоретических построений Духинского, которые были направлены к тому, чтобы изолировать в политическом отношении Россию от Европы, а также идеологически обосновать необходимость и неизбежность извечной борьбы Европы против России. В статье также предпринята попытка доказать, что антропологические представления Духинского были взяты Н.С. Трубецким за основу его собственной евразийской концепции. К сожалению, все доказательства носят косвенный характер, что не позволяет автору считать свою гипотезу полностью подтвержденной доступными фактами.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ИДЕИ И ИДЕАЛЫ СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
СОЦИАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ
И ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ
УДК 130.2
ФРАНТИШЕК ДУХИНСКИЙ –
«БЕДНЫЙ РОДСТВЕННИК» ЕВРАЗИЙСТВА <...> И.В. Лихоманов
Военный учебно-научный центр
Сухопутных войск
«Общевойсковая академия
Вооруженных сил Российской Федерации»
(филиал, г. Новосибирск)
graingar@yandex.ru
Идейное наследие Франтишека Духинского в наши дни широко используется украинскими
учеными и публицистами для обоснования европейского выбора Украины. <...> Современные неоевразийцы избегают упоминать имя Духинского, поскольку ненаучный характер
его «теории», вскрытый российскими учеными еще в XIX веке, дискредитирует их взгляды. <...> Кроме
того, современное неоевразийство, которое обосновывает российский изоляционизм и агрессивную
внешнюю политику, не может позволить себе опереться на авторитет человека, считавшего,
что Украина не является частью русско-евразийского мира, а, наоборот, является частью европейского
мира, противостоящего «туранской» России. <...> Автор статьи рассматривает генезис «туранской»
теории Духинского в контексте формирования украинского национального самосознания в середине
XIX века и возникновения феномена польского украинофильства. <...> Сходство взглядов Духинского
со взглядами таких деятелей украинского возрождения, как Н.В. Гоголь, М.А. Максимович
и Н.И. Костомаров, свидетельствует о том, что его «туранская» концепция сложилась до отъезда
за границу. <...> Автор подчеркивает политическую ангажированность теоретических построений Духинского,
которые были направлены к тому, чтобы изолировать в политическом отношении Россию
от Европы, а также идеологически обосновать необходимость и неизбежность извечной борьбы
Европы против России. <...> DOI: 10.17212/2075-0862-2015-1.1-76-90
Представители современного отечественного
неоевразийства, репрезентируя
76
историю возникновения своего учения,
приводят длинный ряд авторов, якобы выИдеи
и идеалы 1(23), т. <...> Франтишек Духинский – «бедный <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: