НЕОБЫКНОВЕННЫЙ СОБЕСЕДНИК: «ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОКТОРА ФАУСТА» Э.Л. МИНДЛИНА
Речь идет о незаконченном романе Э.Л. Миндлина. Писатель нарушает привычную жанровую модель. Восемь коротких главок образуют малую форму. Название «роман» является аксиологическим определением. Автор вводит читателя в четкую аксиологическую систему. Писатель построил cвою судьбу как путешествие в мир скрытых сущностей. Основной целью такого движения для Миндлина оказалась идея идей: утраченная старость омоложенного Фауста, «чаша, выпитая до дна». Неоконченному роману Миндлина присуще палеонтологическое построение: реконструкция ранних «мифологических» основ путем анализа поздних событий. Подобная зависимость может быть показана на широком культурном материале. Три города – Москва, Прага, Берлин – превратились в разновидность театральной сцены по разыгрыванию драмы идей (эсхатологический мотив «невечного города» и др.). В «Возвращении доктора Фауста» заложены мнемоническая сила, «воспоминательный» потенциал. Миндлин выразил в мифе о Фаусте то непосредственное общение, в котором жил и мыслил. Произошел понятийно-семантический сдвиг – к разговору между поэтами. Разговор давно начался, незавершим, не может быть оборван безвозвратно. Всегда остается пространство для возобновления тайны разговора, который наполнен ведением и уроком. Он содержит поэтику воздержания от смерти: ее нет, пока длится рассказ. Словесность противоборствует небытию. Разговор является идеей и реальностью, подвижным смысловым образованием, формой динамичного контекста. Эта особенность воплотилась в реальной практике общения и в текстах Миндлина. Поэтому в исследовании вполне оправданно применение метода персонифицированного сравнительного анализа, поиска биографически неявных персональных параллелей.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Необыкновенный собеседник: «Возвращение доктора Фауста» ИДЕИ И ИДЕАЛЫ
ФИЛОСОФИЯ И ЛИТЕРАТУРА
УДК 8Р2 + И (Нем) +398
НЕОБЫКНОВЕННЫЙ СОБЕСЕДНИК:
«ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОКТОРА ФАУСТА» Э.Л. МИНДЛИНА <...> Основной целью такого движения для
Миндлина оказалась идея идей: утраченная старость омоложенного Фауста, «чаша, выпитая до дна». <...> Неоконченному роману Миндлина присуще палеонтологическое построение: реконструкция ранних
«мифологических» основ путем анализа поздних событий. <...> Три города – Москва, Прага, Берлин – превратились
в разновидность театральной сцены по разыгрыванию драмы идей (эсхатологический мотив «невечного
города» и др.) <...> Произошел понятийно-семантический сдвиг – к разговору между поэтами. <...> Всегда остается пространство для возобновления
тайны разговора, который наполнен ведением и уроком. <...> Он содержит поэтику воздержания
от смерти: ее нет, пока длится рассказ. <...> Разговор является
идеей и реальностью, подвижным смысловым образованием, формой динамичного контекста. <...> Поэтому в исследовании
вполне оправданно применение метода персонифицированного сравнительного анализа,
поиска биографически неявных персональных параллелей. <...> Московская повесть
Эмилий Львович Миндлин (1900–1981)
свое образование объяснял тем, что имел
доступ к богатейшей библиотеке М.А. ВоИдеи
и идеалы 1(23), т. <...> Миндлин
является автором литературных воспоминаний
«Необыкновенные собеседники» <...> Здесь отсутствует
типичное для романа разнообразие ха92
ФИЛОСОФИЯ
И ЛИТЕРАТУРА
рактеров и сюжетных линий. <...> Напротив, плавание Синдбада сводится
к возобновлению приключений и
непосредственности чувства. <...> Фауст, шестидесятилетний доктор химии
из Москвы, и Мефистофель по имени
Идеи и идеалы 1(23), т. <...> 1 • 2015
Конрад-Христофор, «профессор университета
в Праге», встречаются в «маленьком
и тихом» чешском городке Швиттау, в погребке
Пфайфера [11, т. <...> Себя Мефистофель не исключает из этой
системы инвектив. <...> Достаточно плоские, на первый взгляд,
обвинения Диавола <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: