Автор анализирует процесс усвоения студентами знаний по живописи. Отмечается, что только практическая сторона при обучении живописи не может удовлетворить требования современной школы. Кроме владения суммой практических умений и навыков, педагог должен грамотно строить учебный процесс для достижения максимальной эффективности обучения на основе понимания психофизиологической структуры познавательной деятельности студентов. Понимание учебного материала в такой дисциплине, как живопись, должно появляться в целесообразности выполнения тех или иных действий, которые применяет студент в процессе изображения натуры. Автор акцентирует внимание на том, что только в процессе мышления студент может постичь все более глубокие структуры формы и цвета изображаемого объекта, причем все это достигается за счет абстрагирования от менее важных, несущественных элементов. Поэтому умение мыслить абстрактно для художника необходимо. Следует обязательно обучать этому и студентов, так как без умения мыслить абстрактно многие моменты в изобразительном искусстве будут просто немыслимыми, а выпускник – некомпетентным. Исходным моментом возбуждения мыслительной деятельности студента в процессе изображения натуры является создание проблемной ситуации. Она может быть выражена через какое-то затруднение, появившееся, например, в связи с новыми живописными задачами. Проблемная ситуация присутствует в каждом новом учебном задании и имеет целью пробуждение у студентов необходимости применить на практике ранее усвоенные знания, умения и навыки. Не менее важным качеством в процессе живописной деятельности является целостность зрительного восприятия. Именно с учетом этого условия строится вся система живописного изображения натуры. Известно, что процесс живописного изображения нельзя рассматривать как процесс механического наложения на лист бумаги отдельных цветовых пятен. Перед художником стоят более сложные задачи нахождения и передачи реальных тоновых и цветовых отношений, которые в натуре связаны с рассуждениями художника в процессе сравнения одного предмета с другим. Для полного познания предмета художнику необходимо раскрыть и понять его связи с другими соседними предметами как по тону, так и цвету. Таким образом, в процессе обучения живописи, которая по сравнению с другими изобразительными искусствами обладает возможностью наиболее полного воспроизведения внешнего облика, свойств объектов и явлений, вопрос состоит в том, каким образом направить студента на верное зрительное восприятие натуры, что является основной составляющей педагогического мастерства.