ОТ ПРАВДЫ К ИСТИНЕ: НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ
В статье анализируются важнейшие понятия эпистемологии: «истина», «правда», «ложь», «заблуждение». Противопоставляя ложь и правду, автор отмечает их непременную субъективную обусловленность в отличие от истины и показывает актуальность такого различения применительно к юриспруденции, науке и философии. При этом подчеркивается, что обладание истиной в сочетании с опытом и моральными принципами открывает путь к мудрости.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
Философские науки – 2/2015
Ценности и смыслы
ОТ ПРАВДЫ К ИСТИНе: НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ <...> А.Н. ЧУМАКОВ
Проблема истины в истории философии и науки всегда была не
только предметом серьезного внимания различных мыслителей, но
и темой творческих баталий, острейших споров и дискуссий. <...> Так, уже
ко времени, когда Понтий Пилат задал Иисусу свой знаменитый вопрос
«Что есть истина?», философия имела дело с этой проблемой не
менее пяти столетий, в течение которых далеко не только Парменид,
Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур или Лукреций концентрировали
на ней свое внимание1
. И, тем не менее, у римского прокуратора
Иудеи были все основания задать свой вопрос в контексте
тех, теперь уже хрестоматийных событий. <...> Прошло еще более тысячи
лет, и известный спор о «двух истинах» в средневековой философии
только подтвердил актуальность данной проблемы и незавершенность
дискуссии по ней. <...> Но ни эта
эпоха, ни последовавшие за ней XIX и XX века, в течение которых с
позиции различных школ и направлений проблеме истины уделялось
еще больше внимания, не внесли той ясности в обсуждаемую проблему,
которая сняла бы ее актуальность или хотя бы ослабила к ней
научный и практический интерес2
.
И сегодня в вопросах о том «что есть истина?», каково ее содержание,
на основании каких критериев она устанавливается, какова сфера
приложения истинного знания и т.п., ясности и согласия, пожалуй,
не больше, чем на заре философского творчества, на что указывают и
ведущие специалисты в области эпистемологии3
. Объяснение данному
феномену следует искать в самом процессе познания – явлении не
менее загадочном и захватывающем, имманентно присущем каждому
человеку, главной целью которого как раз и является установление
истины. <...> Однако здесь мы еще больше усложняем задачу, поскольку
вступаем в область субъет-объектных отношений, где роль субъективного
фактора, т.е. человека, с его потребностями, желаниями,
интересами, оказывается ключевой, определяющей <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: