ЛЕРМОНТОВСКИЕ ТЕМЫ: ДВОЙСТВЕННОЕ СМЫСЛОВОЕ РАЗВИТИЕ
В статье предпринят анализ трех произведений М.Ю. Лермонтова («Исповедь», «Боярин Орша» и «Мцыри»), составляющих, по мнению автора, единую логическую цепь размышлений, имеющую целью показать предельные возможности не только человеческой души, но и самой способности суждения, идея которой завоевывала в то время европейскую философию. При анализе творчества Лермонтова особое внимание уделяется повтору, который он использует во многих произведениях, и благодаря которому обнаруживает возможности смыслового изменения, перекраивания сюжетных линий, показа жизни вещей и персонажей в свободном состоянии. Основные понятия этих трех поэм – исповедь и суд.
Авторы
Тэги
Тематические рубрики
Предметные рубрики
В этом же номере:
Резюме по документу**
ФН – 3/2015
Философские смыслы поэзии
ЛеРМОНТОВСКИе ТеМЫ:
ДВОЙСТВеННОе СМЫСЛОВОе РАЗВИТИе <...> С.С. НЕРЕТИНА
Интерес к Лермонтову обусловлен не только темой абсолютного –
метафизического, а не романтически-сентиментального – одиночества,
позволяющего смотреть на мир со стороны, но и осознанием
недоступности его понимания, несмотря на полную формальную
доступность. <...> Лермонтов словно нарочно пишет привычным стихом, поскольку и
привычный его стих не всегда достигает слуха, не дослушивается, не
прочитывается. <...> А какое будущее грозит человеку, написавшему «Уж не жду от жизни
ничего я, / И не жаль мне прошлого ничуть»? <...> Но итог сравнения
несравненен: из Лермонтова, кроме Лермонтова, нельзя вывести
ничего и можно вывести все. <...> Это богоизбранничество совершенно особого рода,
очевидно, не христианского: ни православного, ни католического
исповедания. <...> Лермонтовские темы: двойственное смысловое развитие
27
нова его полная чужесть. <...> Платонов Парменид, кстати,
тоже говорил о даре мысли3
.
Я хотела бы обратить внимание на дословные повторы в трех
произведениях с разными сюжетами, но с одним и тем же исходом:
«Исповедь», «Боярин Орша» и «Мцыри». <...> У Лермонтова
повтор обнаруживает возможности перекраивания сюжетных
линий, показ жизни вещей и персонажей в свободном состоянии,
открывает через свое послание, о котором Лермонтов говорит, что это
не «послание Павла», а нечто «более глубокое, чем время и вечность». <...> Он, как и
Делёз, составляет, переделывает персонажей, их понимание и понятия,
дифференцирует их, переводит знание в незнание, делает повтор
«высшим объектом воли и свободы»5
и определяет современную
28
Философские смыслы поэзии
мысль как деянье, как «работу голове» («Валерик). <...> Названия его стихотворений часто исходят
из осознания двойственности (эквивокальности) сознания,
возможного лишь тогда, когда оно отстранено от природных законов,
но эта отстраненность дает о себе знать только при восстановлении
или воображении <...>
** - вычисляется автоматически, возможны погрешности
Похожие документы: